24-07-2023
АСЧ-03 «Чернигов» | |
Завод-изготовитель | |
---|---|
Выпускался, гг |
1976—1998 |
Экземпляры: |
около 19700 шт |
Полная масса, т |
6390 кг |
Класс автобуса |
высокопольный малый |
Вместимость, чел. | |
Мест для сидения |
21 чел |
Номинальная вместимость (5 чел/м²) |
30 чел |
Габариты | |
Длина, мм |
6250 мм |
Ширина, мм |
2335 мм |
Высота по крыше, мм |
2820 мм |
Салон | |
Количество дверей для пассажиров |
1 |
Двигатель | |
Модель двигателя |
Газ-53 |
Тип топлива |
Бензин |
Количество цилиндров |
8 |
Мощность, л.с. |
115 л/с |
Крутящий момент, Н*м |
284 н.м |
Расход топлива при 60 км/ч, л/100 км |
20 л/100 км |
Трансмиссия | |
Тип коробки передач |
механическая |
АСЧ-03 «Чернигов» — автобус на деревянном каркасе, выпускавшийся заводом специального автотранспорта с 1976 года по 1998 год в Чернигове. Более современный вариант автобуса АСЧ-02.
В 1976 году автобус АСЧ-03 сменил в производстве своего предшественника АСЧ-02. Технология производства новой версии автобуса изменилась мало, каркас автобуса оставался деревянным, единственным внешним изменением можно считать отсутствие треугольных окон и козырёк вентиляции салона над лобовым стеклом. Количество производимых автобусов увеличилось по сравнению с предыдущей версией и составило 18 автобусов в месяц.
В 1976 году завод начал выпускать автобусы с металлическим каркасом из труб. Ввод металлического каркаса изменил внешний вид автобуса. Среди прочего задние окна АСЧ-03 на металлическом каркасе стали сходны с лобовым, исчез козырёк вентиляции, решётка радиатора стала прямоугольной. Производство выросло сначала до 50 автобусов в месяц, а уже через год до 100.
В 1983 году после аттестации производства для снижения себестоимости автобуса провели модернизацию корпуса, которая привела к небольшому изменению внешнего вида автобусов. В этом же году для советских войск в Венгрии министерством обороны было заказано большое количество автобусов этого типа.
Следующий этап модернизации производства привёл к изменению толщины металлического корпуса с 1 мм на 0,7 мм. Благодаря этому изменению стала возможна боковая штамповка на корпусе автобуса, которая изменила внешний вид автобуса. Стали выпускаться как пассажирские, так и грузопассажирские автобусы.
После приватизации в 1997 году завод выпустил новый вариант автобуса АСЧ-03-98 на 24 пассажирских места с дизельным двигателем. Этот вариант автобуса отличался панорамными стёклами и улучшенным салоном и был отмечен дипломом на международной выставке в 1998 году. Производство автобуса было прекращено в том же, 1998 году, и завод перешёл на производство фургонов и автолетучек.
На базе АСЧ-03 с деревянным корпусом были построены грузопассажирские фургоны ТОМЗ-66, которые предназначались для перевозки кинооператоров и оборудования. Также на базе АСЧ-03 были созданы УПАЗ-66, передвижные студии звукозаписи и передвижные кинопроекционные установки.
В начале 70-х годов был создан образец автобуса АСЧ-04. АСЧ-04 был цельнометаллическим и должен был прийти на смену устаревшему АСЧ-03 с деревянным корпусом. В серию АСЧ-04 не вышел, но послужил прототипом АСЧ-03 с металлическим корпусом. Также АСЧ-04 послужил прототипом более чем 12 модификациям для грузопассажирского транспорта: ТОМ — для перевозки кинооператоров и оборудования, АСТ — для перевозки светотехнического оборудования, БАП-2 — для перевозки пиротехники, АОП — для перевозки оружия и пиротехники и другие.
Также АСЧ-03 был в отдельных случаях модифицирован в фургон с термокузовом «Тюлень» с двумя спальными местами и «Морж» без спальных мест, косметический и стоматологический кабинеты. Также АСЧ-03 использовался дорожниками. Существовали также удлинённые версии АСЧ-03 на 26 пассажирских мест.
АСЧ-03 «Чернигов».