18-04-2023
Водоходъ | |
---|---|
Тип | частная компания |
Основание | 18 февраля 2004[3] |
Расположение | |
Ключевые фигуры | Ришат Багаутдинов (генеральный директор) |
Отрасль | 5021 (МСОК) |
Чистая прибыль | ▲ 41 млн руб. (2021)[1] |
Материнская компания | АО «Сервис девелопмент»[2] |
Сайт | vodohod.com |
Медиафайлы на Викискладе |
«Водохо́дъ» (ООО «ВодоходЪ») — крупнейшая[4] круизная компания и туристический оператор России[5]. Основана 18 февраля 2004 года.
Входит в тройку крупнейших компаний российского рынка речных круизов[6], на 2018 год охватывавших 80 % пассажиропотока[7]. По результатам исследования, проведённого изданием Cruise Market Report в 2020 году, компания «Водоходъ» занимает первое место в России с 33,8 % долей рынка[8] и третье — в Европе[9]. В 2022 году доля «Водохода» в общем пассажиропотоке внутри страны составила около 37,5 %[10].
Предшественником компании «Водоходъ» является туристический оператор ООО «Волга-Флот-Тур», созданный в 1999 году как дочернее предприятие Волжского пароходства[11]. В 2001 был открыт московский филиал компании «Волга-Флот-Тур», которая организовывала речные круизы для российских и зарубежных туристов. В 2004 московский филиал ООО «Волга-Флот-Тур» был преобразован в самостоятельную компанию ООО «ВодоходЪ»[12], впоследствии объединившую в себе три подразделения Волжского пароходства: «Водоходъ-Санкт-Петербург», самарский филиал «Волга-Флот-Тур» и центральный офис нижегородского «Волга-Флот-Тур Центр».
В 2008 году предприниматель Владимир Лисин приобрел 80 % акций материнской компании Volgo-Balt Transport Holding (VBTH), которая вошла в состав его транспортного холдинга Universal Cargo Logistics Holding (UCL Holding)[13].
В 2011 году была произведена реорганизация UCL Holding[14]: ООО «Волга-Флот-Тур» и ООО «Водоходъ-Санкт-Петербург» были присоединены к ООО «Водоходъ»[15]. В 2011—2012 годах весь круизный флот Волжского пароходства перешёл в собственность ООО «Водоходъ»[16], благодаря чему туристический оператором речных круизов стал крупнейшей судоходной компанией России, осуществляющей речные круизные перевозки пассажиров[4].
В 2017 произошло разделения активов VBTH между собственниками. Владимир Лисин консолидировал 100 % акций холдинга, передав в обмен миноритариям, Ришату Багаутдинову и Владимиру Касьяненко, компанию ООО «ВодоходЪ»[17]. С этого момента «Водоходъ» расширяет географию круизных маршрутов на теплоходах и пассажирских перевозок малым водным транспортом, планомерно занимается переоборудованием и модернизацией теплоходов, строительством судов нового поколения, внедрением в речную отрасль инновационных технологий. На 2023 год штат компании насчитывает около 3000 человек[12].
В 2017 году по заказу компании «Водоходъ» на заводе «Красное Сормово» был заложен теплоход класса «река-море» проекта PV300, разработанного компанией «Морское инженерное бюро — СПб», в рамках ФЦП «Развитие гражданской морской техники»[18]. Это первое пассажирское судно, построенное на российской верфи за 60 лет. Четырёхпалубный лайнер был спущен на воду 11 сентября 2019 года и получил название «Мустай Карим»[19][20]. Судно рассчитано на 342 пассажира[21]. Первых пассажиров «Мустай Карим» принял на борт в 2020 году.
В 2019 года реконструированный под люксовый отель четырёхпалубный теплоход «Максим Горький» был переправлен на Енисей для организации экспедиционных круизов от Красноярска до Дудинки[22][23][24].
10 февраля 2022 года на лёд Байкала было спущено экспедиционное судно на воздушной подушке (СВП) «Бирюса», построенное на ООО «Судоверфь Парящие машины» (ПарМа) в Ленинградской области по заказу компании «Водоходъ» для круглогодичной работы с туристами на Байкале[25].
«Водоходъ» реализует несколько проектов по развитию речного флота на электрической тяге и внедряет систему экологичных пассажирских перевозок[26][27]. 29 сентября 2022 года в Красноярск прибыл первый пассажирский катамаран компании на электродвижении «ЭкоходЪ» для регулярных пассажирских перевозок и туристических прогулок по реке Енисей[28]. Двухпалубный катамаран был построен для региона по заказу дочерней компании АО «Водоходъ. Пассажирский Порт» на верфи судостроительной компании «Эмпериум» в Ленинградской области (входит в АО «Ситроникс»)[29].
С 2023 года АО «Водоходъ. Пассажирский Порт» в рамках 15-летнего контракта с ГКУ «Организатор перевозок» города Москвы организует на электросудах круглогодичные пассажирские перевозки по Москве-реке[30].
Компания «Водоходъ» совместно с аффилированными предприятиями АО «Водоходъ. Пассажирский Порт» и ООО «Водоходъ экспресс» занимается туристическими и пассажирскими перевозками водным транспортом (лицензия Минтранса МР-2 № 000040), разрабатывает и реализует речные, морские, экспедиционные круизы и прогулки (реестровый номер туроператора РТО 002057). По собственным данным, компания ежегодно обслуживает около 120 тысяч туристов, отдыхающих в круизах, и перевозит около 340 тысяч пассажиров прогулочным и скоростным флотом[31].
Флот компании «Водоходъ» и дочерних предприятий на конец 2022 года насчитывает:
Суда «Водоходъ» ходят под российским флагом, находятся в собственности компании с портами приписки в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Туапсе[35][36][33][37]:
Проект | Название | Фото | Год постройки, примечания |
---|---|---|---|
Проект PV300 | «Мустай Карим» | 2017[19] | |
Тип «Валериан Куйбышев» | Валериан Куйбышев (не эксплуатируется) |
1976[38] | |
Фёдор Шаляпин (не эксплуатируется) |
1977, ранее Климент Ворошилов | ||
Феликс Дзержинский | 1978 | ||
Сергей Кучкин | 1979, ранее Георгий Димитров | ||
Михаил Фрунзе | 1980 | ||
Мстислав Ростропович | 1981, ранее «Михаил Калинин», горел 3—4 ноября 2007 года во время плановых доковых ремонтных работ на территории СРЗ в посёлке Октябрьский в Борском районе Нижегородской области[39] | ||
Александр Суворов | 1981 | ||
Семён Будённый | 1981 | ||
Георгий Жуков | 1983, экипаж 100—110 чел. | ||
Тип «Владимир Ильич» | Санкт-Петербург | Апрель 1975, до декабря 1992 года назывался Владимир Ильич | |
Константин Коротков | Июль 1976 | ||
Нижний Новгород | Сентябрь 1977 | ||
Кронштадт | Август 1979, до декабря 1992 года назывался Александр Ульянов | ||
Константин Федин | Апрель 1980 | ||
Виссарион Белинский | Ноябрь 1980 | ||
Николай Чернышевский | Август 1981 | ||
Александр Радищев | Май 1982 | ||
Тип «Дмитрий Фурманов» | Константин Симонов | Сентябрь 1984 | |
Леонид Соболев | Апрель 1985 | ||
Зосима Шашков | Июль 1986 | ||
Русь | Май 1987 | ||
Ленин | Июнь 1987 | ||
Георгий Чичерин | Октябрь 1988, экипаж 102—110 чел. | ||
Юрий Андропов | Февраль 1986 | ||
Тип «Антон Чехов» | Лев Толстой | Май 1979 | |
Тип «Максим Горький» | Максим Горький | Апрель 1974 | |
Александр Пушкин | Октябрь 1974 |
Совладельцами компании являются Ришат Багаутдинов[40] и Владимир Касьяненко[17].
Головной офис компании находится в Москве[43].
В 2021, 2022 и 2023 годах компания «Водоходъ» становилась лауреатом конкурса «Лидер отрасли», ежегодно проводимого Федеральным агентством морского и речного транспорта (Росморречфлот), одерживая победы в номинации «Судоходная компания, осуществляющая речные перевозки пассажиров (круизные)»[44][45].
Водоходъ.