18-10-2023
В японской поп-культуре идол (яп. アイドル айдору ) — молодая[1][2] медиа-персона[3][2], идеал и недосягаемый предмет любви[4] неистовых поклонников[4][5].
Термин подразумевает невинную привлекательность[6], способность вызывать восхищение и влюблять в себя, и коммерционализирован японскими кастинг-агентствами[2], проводящими конкурсные отборы юношей и девушек.
Чистота и непосредственность — качества, которые вызывают обожание японской публики. Существует также мнение, что японцы воспринимают идолов как сестрёнок или милых девочек, живущих по соседству[6].
Идолы должны быть идеальными примерами для молодого поколения[2].
Агентства, под контрактом которых находятся идолы, курируют их профессиональный рост и следят за их поведением.
Идол-поп-группы задуманы по образцу учебных заведений. Девушка поступает в группу, где обучается профессии певицы, а когда вырастает, для неё устраивается торжественная церемония выпуска.
Идолам запрещено встречаться с противоположным полом. Поэтому нередки «бойфренд-скандалы» — публикация в прессе разоблачительных материалов о романтических отношениях идола. Слухи обычно официально не подтверждаются, чтобы не повредить идеальному имиджу идолов, но за скандалом может последовать неожиданный уход со сцены.
В то время как термин «идол» обычно не применяется к девушкам старше 25—30 лет, которые ранее были идолами, но теперь состоят в браке или находятся под контрактами, не предусматривающими ограничений личной жизни, агентство Johnny & Associates называет идолами находящихся под контрактом с ним юношей любого возраста.
Молодых порноактрис также называют AV-идолами, хотя чаще используется термин «AV-актриса» (яп. AV女優 Э:би дзёю: , Adult Video-актриса).
С развитием Интернета возникло новое явление — нет-идолы (яп. ネットアイドル нэтто айдору ). Сначала нет-идолами называли молодых женщин, которые сами позиционировали себя в качестве Интернет-идолов, создавая собственные вебсайты, рассчитанные на мужчин[7][6]. Теперь этот термин относится к, в основном, девушкам, которые прославились в Японии своими кавайными Интернет-видео и блогами, как, например, звезда YouTube Magibon (англ.), а также Beckii Cruel (англ.), которая на волне популярности своих видео на YouTube подписала контракт с мейджор-лейблом и выпустила несколько синглов[8][9][10][11][12][13][14][15][16].
Кроме того, следует отличать японский термин «идол» от западного, подразумевающего значительные достижения в области массовой культуры, а также от терминов «звезда» и «знаменитость», отражающих только известность и освещённость в средствах массовой информации. Кроме того, некоторые исследователи противопоставляют кавайность японских идолов сексуальности[6] западных поп-звёзд.
Феномен возник, отражая бум популярности юной французской певицы Сильви Вартан, возникший после выхода на экраны Японии в ноябре 1964 года фильма «Ищите идола»[17] с её участием[18]. Термин «идол» стал применяться к девушкам, преимущественно между 14 и 16 годами, которые начинали свой путь к славе.
Своего пика идол-сцена достигла в середине 80-х годов, когда технология производства идолов стала более очевидной, что привело к некоторому разочарованию публики.[19]
Тем не менее шоу-бизнес продолжал регулярно создавать новых идолов, и на полную мощность заработала машина уже мужского идол-агентства Johnny & Associates[19], формирующего бой-бэнды, рассчитанные в первую очередь на девочек-подростков, и с тех пор не сдающего своих позиций[20][18].
На рубеже веков женской идол-группе Morning Musume, продюсируемой Цунку, удалось добиться феноменальной популярности среди как мужской, так и женской аудитории[19] всех возрастов.
В настоящее время идол-индустрия переживает новый бум[21]. Первые 13 мест в списке самых продаваемых синглов в Японии за 2010 год поделили гёрл-группа AKB48, продюсируемая Ясуси Акимото, занявшая и 1-е и 2-е места, и бой-бэнды идол-агентства Johnny & Associates, самый популярный из которых — Arashi[22].
Айдору.