12-10-2023
Альфред Константинович Федецкий | |
фотограф, один из первых кинематографистов России |
|
---|---|
Дата рождения: | |
Место рождения: | |
Дата смерти: | |
Место смерти: |
Федецкий, Альфред Константинович (1857, Житомир — 1902, Минск?) — известный русский фотограф, один из первых кинематографистов Российской империи. Снял первый русский кинофильм. Выполнил значительное количество фотопортретов известных людей Российской Империи, в том числе членов Императорской фамилии.
Содержание |
Альфред Федецкий являлся владельцем собственной, хорошо оборудованную фотографии в Харькове, «фотографом ея Императорскаго Величества».
В 1896 году Федецкий снимает первый документально подтверждённый русский фильм.
Первая на территории Империи киносъёмка, произведённая её гражданином (перед этим была только съёмка французом Камиллом Серфом коронации Николая II в мае), — съёмка Федецкого под названием «Торжественное перенесение чудотворной Озерянской иконы из Куряжского монастыря в Харьков» 30 сентября 1896 года.[1]
Второй и третий русские фильмы также снял Федецкий: это «Джигитовка казаков Первого Оренбургского полка» на харьковском скаковом ипподроме 15 октября 1896 и «Смотр Харьковского вокзала в момент отправления поезда с начальством, которое находится на платформе» (около 4 ноября 1896).[1]
В Лондоне проходила международная фото-выставка. Для участия в выставке необходимо было представить 24 фотографии, описывающие какое-либо событие. Федецкий подготовил яркий рассказ об архитектуре Российских монастырей. Многие в Европе впервые осознали, что архитектура русских монастырей произведение высокого искусства. Федецкий получает медаль и получает финансовый приз, на который он покупает две новые кинокамеры.
В Харькове стоял казачий полк и Федецкий решил снять жизнь казаков. (На тот момент казачья кавалерия считалась лучшей в Европе). Федецкий снял фильм «Джигитовка казаков 1-го Оренбургского полка», это был документальный фильм, демонстрирующий жизнь русской кавалерии. Чуть позже Федецкий снимает «Вид харьковского вокзала в момент отхода поезда с находящимся на платформе начальством». Были и другие фильмы.
Зарубежные фирмы, такие как Патэ и братья Люмьер готовы были покупать его фильмы, однако категорически отказывались демонстрировать под его именем.
Это не устраивало Федецкого и он решает открыть свой кинозал. Он покупает будочку с проектором, арендует помещение и начинает демонстрировать фильмы. Его картины имеют ошеломляющий успех, но кинотеатр сгорает со всеми пленками, подожженный. После потери фильмов Федецкий решает прекратить киносъемки и вернуться к фотографии.
Портрет Иоанна Кронштадтского 1890
Портрет архитектора Алексея Бекетова с женой, дочерью А. Алчевского. 1890
Портрет композитора Петра Ильича Чайковского. 1893
Портрет дирижёра и пианиста Ильи Слатина. 1890-е
Портрет пианиста Ростислава Геники. 1890-е
Портрет композитора и дирижёра Александра Глазунова. 1899
Портрет А. Горского. 1900
Портрет горнопромышленника Алексея Алчевского. 1901
Члены Харьковского отделения Русского музыкального общества и П.И. Чайковский. 1893
Класс воскресной школы Х. Алчевской в Харькове. 1900
Лицевая сторона фотографий Федецкого: портрет девушки. Конец 1880-х
Паспарту Федецкого, личного фотографа Александры Петровны
Портал «Фотография» | |
Проект «Кино» |
Это заготовка статьи о фотографе. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Это заготовка статьи о кинорежиссёре. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Альфред Федецкий.