23-10-2023
Под честолюбием (или амбициями) понимается закрепленное в характере стремление человека достичь успехов в соответствии с личными целями в таких сферах жизни, как личная производительность, успех, признание, влияние, лидерство, знания или власть. В отличие от целеустремленности честолюбие направлено скорее на личные, чем на альтруистические цели человека. В отличие от алчности честолюбие лишь косвенно направлено на достижение материальной выгоды. Честолюбие - предмет этики, психологии, педагогики, политологии и некоторых других гуманитарных наук и научных направлений.
В христианской этике, которая была основана только на вере и подражании Христу, честолюбие считалось пороком. В Евангелии написано: „Ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится.“ (Мф 23,12). Павел особенно предостерегает от честолюбия в своих письмах и призывает к смирению и скромности.[1] Аврелий Августин цитируется Лютером: „Честолюбие - это мать всех ересей.“[2]
Иммануил Кант (1724-1804) пишет о честолюбии:
Человек - существо, которое постоянно колеблется между общественным и личным благом. Ему нужны другие люди, чтобы развивать свои способности; однако, человек имеет склонность к упрямству, т.е. к тому, чтобы противопоставить себя ближним и оказать их мнению сопротивление. Из этой склонности возникает триада честолюбия, властолюбия и сребролюбия (алчности).[3]
В психологии и педагогике понятию честолюбия соответствует термин мотивация. В концепциях воспитания, целью которого является ярко выраженная нацеленность на результат, помимо развития внутренней мотивации и навыков в академической, художественной или физической подготовке, целесообразно также применять и преподавать такие компетенции, как ожидание самоэффективности, выносливость и трудолюбие.
Политолог Джозеф А. Шлезингер [4] выделил в 1966 году три типа честолюбия в политике:[5]
Честолюбие является центральной темой многих литературных произведений. Примеры:
Также во многих художественных фильмах тема честолюбия находится в центре внимания. Примеры:
Амбиция.