20-04-2023
Арбатско-Покровская линия | |
Московский метрополитен | |
Открытие первого участка: | |
---|---|
Длина, км: |
43,7 |
Количество станций: |
21 |
Время поездки: |
62 мин. |
Максимальное число вагонов в составе поезда: |
5 |
Число вагонов в составе поезда: |
5 |
Среднесуточная перевозка пассажиров, тыс. чел./сутки: |
661,2 (2005) |
Самая напряжённая станция: | |
Наземные участки: |
есть |
Электродепо: | |
Арбатско-Покровская линия | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Арба́тско-Покро́вская ли́ния — хронологически вторая и самая протяжённая линия Московского метрополитена. Проходит с востока на северо-запад через самый центр города: станция «Площадь Революции» — одна из ближайших к Красной площади и Кремлю.
Восточная часть линии («Щёлковская» — «Партизанская») мелкого заложения с одной наземной станцией «Измайловская», западная часть («Митино» — «Славянский бульвар», не считая участка линии, проходящего по Северо-Западному тоннелю ) также мелкого с наземной «Кунцевской». Средняя часть («Семёновская» — «Парк Победы») глубокого заложения. По данным на 2002 год ежедневный пассажиропоток по линии составляет 951 200 чел.
Станция «Мякинино» — в данный момент единственная, построенная на манер западных мультисервисных коммерческих мегацентров полуподземная станция Московского метро, с общей глубиной залегания в 1,5 м (уровень подземной стоянки). «Мякинино» также является единственной станцией всего метрополитена, расположенной в Московской области.
С постройкой в 2009 году последнего перегона «Строгино» — «Митино» Арбатско-Покровская стала одновременно самой длинной и самой растяжённой в плане интервалов линией Московского метро. До этого титул самой длинной линии носила Серпуховско-Тимирязевская, чья протяжённость на сегодня уступает Арбатско-Покровской лишь на 2,5 км.
Содержание |
По-видимому, датой появления линии следует считать 13 марта 1938 года, когда новый участок «Площадь Революции» — «Курская» был подключён к участку первой очереди «Улица Коминтерна» (ныне «Александровский сад») — «Киевская». Интересно, что открытие участка одновременно с упразднением вилочного движения по линии, ныне известной как Сокольническая, произошло раньше, чем открытие Горьковско-Замоскворецкой линии, однако впоследствии официальная нумерация линий оказалась обратной (Арбатско-Покровская стала третьей, а Горьковско-Замоскворецкая — второй), что, вероятно, объясняется наличием на Горьковско-Замоскворецкой линии депо (ТЧ-2). В целях ускорения строительства запланированные станции «Ильинские ворота» и «Покровские ворота» не были построены, под них были только оставлены заделы (прямолинейные участки тоннелей на расстоянии ширины платформы друг от друга). Примечательно, что эти станции так и не построены до сих пор, спустя почти три четверти века, и в ближайшей перспективе их сооружение также не планируется.
Линия была продлена на восток в 1944 году до станции «Измайловская» (ныне «Партизанская»). Также для экономии и ускорения сооружения этой очереди запланированные в первоначальном проекте линии станции «Гороховская улица», «Площадь Баумана», «Бакунинская улица» и «Мироновская улица» были исключены полностью, без оставления заделов.
После попадания бомбы в тоннель мелкого заложения «Арбатская» — «Смоленская» в 1941 году стала очевидной незащищённость этого участка метро, который носил стратегический характер (см. ниже). Было принято решение о замене этого участка новым, глубоким. Поэтому в 1953 году был построен новый участок Арбатско-Покровской линии «Площадь Революции» — «Киевская», полностью дублировавший старый, при этом участок мелкого заложения «Калининская» (так называлась станция «Улица Коминтерна» с 1946 года, с 1990 года «Александровский сад») — «Киевская» был закрыт и открыт заново лишь в 1958 году в составе Филёвской линии. В результате в Москве по две независимых «Арбатских» и «Смоленских». По официальной версии необходимость строительства была обусловлена большим перепадом глубины между станциями «Площадь Революции» и «Улица Коминтерна», хотя похожие перепады уже были к тому времени в московском метро. Скорее всего причина строительства глубокой линии связана с её стратегическим характером, есть версии, что за «Киевской» тоннель был продолжен к Кунцевской даче Сталина и сама линия таким образом становилась подземной правительственной трассой. Версия стратегического характера линии косвенно подтверждается и неоправданно огромным залом станции «Арбатская», которая будучи расположенной в квартале, занимаемом Генеральным штабом, при необходимости превращалась в огромный бункер, соединённый с несколькими подземными линиями метрополитена.
После строительства депо «Измайлово» в 1950 году появилась возможность продления линии на восток за счёт строительства в депо наземной станции «Первомайская», что и было сделано в 1954 году.
Временная станция была закрыта и переоборудована под помещения депо после строительства участка «Измайловская» (ныне «Партизанская») — «Первомайская» в 1961 году.
В 1963 году линия была продлена до станции «Щёлковская», которая остаётся конечной по настоящее время.
6 мая 2003 года было завершено строительство станции «Парк Победы», продлившей линию в западном направлении после 50-летнего пребывания станции «Киевская» конечной на линии.
7 января 2008 года открылись участок «Парк Победы» — «Кунцевская» (промежуточная станция «Славянский бульвар» открылась 9 месяцами позже) и участок «Крылатское» — «Строгино» с заделом под станцию «Троице-Лыково», одновременно с этим участок Филёвской линии «Кунцевская» — «Крылатское» перешёл к Арбатско-Покровской линии[1].
В последние годы начата замена наиболее старых, выработавших свой ресурс, эскалаторов. Уже заменены эскалаторы станции «Курская» (1999—2002) и «Площадь Революции» (2003—2004, 2008—2010). Завершена замена эскалаторов на единственном выходе станции «Семёновская», потребовавшая закрытия станции (2005—2006), снова открыты после ремонта вестибюль и эскалаторы станции Арбатская (в 2006—2007).
Также закончена замена эскалаторов единственного выхода на станции «Электрозаводская». Работы начались в мае 2007 года и были завершены в ноябре 2008 года. Станция вновь открылась для пассажиров 28 ноября, в час дня по московскому времени.[2] Сроки окончания работ были существенно сдвинуты по сравнению с первоначальными (май 2008 года) из-за срыва поставок эскалаторов. Во время ремонта (как и в случае с «Семёновской») поезда проходили станцию без остановки, на поверхности был пущен автобусный маршрут «М», соединивший соседние станции, проезд в котором надо было оплачивать (по тарифу наземного транспорта).
26 декабря 2009 года открылся участок «Строгино» — «Митино». Ожидается, что после открытия Митинского участка западная часть линии перестанет быть недогруженной, и линия войдёт в список самых загруженных линий московского метро.
Современное название |
Предыдущее название | Время актуальности предыдущего названия |
---|---|---|
Измайловская | Измайловский парк | с момента постройки в 1961 по 1963 |
Партизанская | Измайловская | с момента постройки в 1944 по 1963 |
Измайловский парк | с 1963 по 2005 | |
Семёновская | Сталинская | с момента постройки в 1944 по 1961 |
Первый теракт в истории Московского метрополитена произошёл 8 января 1977 года. Тогда в Москве почти одновременно произошли три взрыва. Этот инцидент произошёл в 17:33 по московскому времени: в поезде метро между станциями «Измайловская» и «Первомайская» прогремел взрыв, в результате чего семь человек погибло и ещё тридцать семь получили ранения различной степени тяжести. Повреждённый состав был отбуксирован на близлежащую станцию «Первомайская», которая была закрыта для пассажиров и поезда на ней не останавливались. Некоторое время спустя в Москве произошли ещё два взрыва: один — в гастрономе на улице Дзержинского (ныне улица Большая Лубянка), второй на улице 25 Октября (современное название — Никольская).
Информация о терактах появилась через два дня и была относительно скупой, это привело к множеству слухов и домыслов. Спустя три месяца по обвинению в организации взрывов были арестованы Затикян (организатор взрыва), Степанян и Багдасарян (непосредственные исполнители). Суд над ними был тайным, о его дате и месте не были извещены даже ближайшие родственники обвиняемых (которых вызвали в Москву и сообщили об уже вынесенном приговоре — расстрел). В официальном сообщении после суда не были опубликованы детали (место и время суда, фамилии двух из трёх обвиняемых). Затикян свою вину отрицал. Степанян частично признал свою вину, но отрицал участие Затикяна. Багдасарян признал всё. По мнению некоторых советских правозащитников, проведение суда в тайном режиме и беспрецедентная для 1970-х годов спешка с приведением смертного приговора в исполнение (через 3 дня после решения суда) связана с полной фальсификацией дела органами КГБ. По состоянию на август 2007 года материалы уголовного дела о взрыве в метро в 1977 остаются секретными.[3] [4] [5] [6]
27 марта 2010 года на Арбатско-Покровской линии подземки утром задымился головной вагон поезда. Пассажиры двух поездов провели в перегонах сорок минут в тоннеле между станциями «Семёновская» и «Электрозаводская». Была проведена эвакуация около шестисот пассажиров. Пассажиров начали выводить из поезда через торцевые двери вагонов к первому вагону, и далее по путям до станции «Семёновская». После этого напряжение ненадолго включили, чтобы два поезда, которые находились в тот момент на перегонах вместе с пассажирами, смогли дойти до ближайшей станции. Поезда курсировали на участках «Щёлковская» — «Партизанская» и «Курская» — «Митино». Полностью движение поездов по этой ветке было восстановлено в половине девятого.
4 июня 2010 года в 20:27 по московскому времени в результате сильной бури на открытом перегоне между станциями «Измайловская» и «Первомайская» упало дерево, в результате чего на некоторое время было остановлено движение поездов по данному участку. Как сообщили в столичном МЧС, ствол пришлось пилить, чтобы убрать его с путей. Пассажиров в конце концов выпустили и начали развозить автобусами Мосгортранса. Никто не пострадал. В 21:47 движение было восстановлено.
Для разгрузки центральных станций от плотного пассажиропотока, организуют так называемые зонные обороты поездов, то есть поезда следуют не до конечной станции, а до станции, где есть путевое развитие и возможность быстро организовать оборот поезда. На Арбатско-Покровской линии для этих целей используют в основном станции Молодежная, реже Партизанскую, где есть третий путь, еще реже Киевскую и Строгино.
В целом, вагоны старых серий заменяются на новые вагоны модели «Русич» (81-740.1/741.1 и 81-740.4/741.4).
1 июня 2007 на Арбатско-Покровскую линию вышел состав «Акварель», в вагонах которого выставлены работы художника Сергея Андрияки и его учеников; каждый из вагонов оформлен в определённой цветовой гамме. От прочих поездов типа «Русич» «Акварель» отличается тем, что часть окон в вагонах заменены глухими стенами, а также внешним оформлением: на стены вагонов нанесены изображения различных цветов — хризантем, ромашек — и фруктов.
13 мая 2009 года в поезде сменилась экспозиция — в настоящее время там выставлены репродукции шедевров Русского Музея.[7]
1 декабря 2011 на Арбатско-Покровскую линию вышел состав «Поэзия в метро» с Филёвской линии. 10 марта 2012 года возвращён на Филёвскую линию.
Основные средства сигнализации:
На линии ведутся работы по переходу на систему АЛС-АРС. 26 декабря 2006 первый состав модели «Русич» на Арбатско-Покровской линии начал работу с пассажирами. В августе 2009 г. АЛС-АРС введена в эксплуатацию на участке «Киевская» — «Митино», в декабре 2010 г. на участке «Киевская» — «Смоленская».
Канал радиосвязи — первый.
На ближнюю перспективу запланировано строительство электродепо Митино, а также продление линии от станции «Митино» до станции «Пятницкое шоссе»[8]. На дальнюю перспективу существуют планы продления линии до Рождествено и Куркино, возможно, что такое продление будет увязано с продлением Калининской линии до станции «Строгино» с передачей участка «Строгино»-«Митино» в состав Калининской линии.
После продления линии в Митино Арбатско-Покровская линия стала самой длинной в Московском метро: её длина составляет 43,7 км (до ввода участка Строгино-Митино самой длинной являлась Серпуховско-Тимирязевская линия — 41,2 км, но из полностью подземных эта линия до сих пор самая длинная).
При строительстве линии проектом было предусмотрено строительство в будущем двух станций на перегоне «Площадь Революции» — «Курская»: «Хмельницкая» («Ильинские ворота», или «Маросейка») и «Покровские ворота».
На перегоне между станциями «Крылатское» и «Строгино» оставлен задел под строительство станции «Троице-Лыково», которая будет построена, когда на месте деревни появится жилой массив.
Планируется строительство вторых выходов со станций Бауманская и «Парк Победы».
Арбатско-Покровская линия.