11-05-2023
АТЖД | |
Полное название: |
Армавир-Туапсинская железная дорога |
---|---|
Годы работы: | |
Страна: | |
Город управления: | |
Состояние: |
частично разрушена |
Подчинение: |
Акционерное общество Армавир-Туапсинской железной дороги |
Протяжённость: |
623 км (по состоянию на октябрь 1917) |
Официальный сайт: |
tuapsinka.ajp.ru/ |
Армавир-Туапсинская желе́зная доро́га — частная железная дорога, построенная в период с 1909 по 1917 год.
Содержание |
Акционерное Общество Армавир-Туапсинской железной дороги было создано 30 апреля 1909 г. при активной поддержке правительства. Его организаторами были крупнейшие петербургские банки.[1][2].В уставе, утвержденном правительством 17 мая 1908 г., Обществу предоставлялись права постройки и эксплуатации железнодорожной линии от станции Армавир до станции Туапсе с ветвью к городу Майкопу, а также строительства портовых сооружений в Туапсе. Общество имело право владения железной дорогой и портовыми сооружениями в течение 81 года со дня открытия по ней регулярного движения.
Правление Общества располагалось в С.-Петербурге по адресу: Адмиралтейский пр., 8. Основной капитал Общества вначале составлял 4 млн руб. Облигационный капитал был создан путем выпуска гарантированных правительством 4,5 % облигаций на сумму 33,5 млн рублей. Владельцами крупных пакетов акций общества являлись:
Известными акционерами общества АТЖД были:
А так же малоизвестные местные промышленники:
Около половины всех акций выпуска 1909 года было сосредоточено в руках купцов, казачества и крестьянства Ставропольской губернии, Кубанской и Терской областей, благодаря чему АТЖД, получила славу «народной железной дороги»
Армавир-Туапсинская железная дорога была введена в эксплуатацию в 1915 г. Помимо главного участка Армавир — Туапсе (236 км) к дороге относились перегоны Белореченская — Майкоп (24 км) и Курганная — Лабинская (32 км).
В период гражданской войны участок Армавир- Ставрополь был разрушен. В 1930 году в обход станции Ставрополь, Старомарьевская была соединена с станцией Палагиада.
В сентябре 1918 года Армавир-Туапсинская железная дорога национализирована и передана Народному комиссариату путей сообщения. По состоянию на 2006 год Северо-Кавказской железной дороги.
Северный Кавказ, и особенно Кубанская область, к началу XX в. превратились в крупнейший район товарного земледелия, поставлявший все большее количество зерна на внутренний и внешний рынки. Только через Азово-Черноморские порты вывоз хлебопродуктов возрос с 5 млн пуд. (70-е годы XIX в.) до 80.4 млн пуд. (1904 г.)[3].
В степной части Закубанья Майкопский, Баталпашинский и Лабинский отделы собрали в 1906 г. хлеба более 60 млн пуд., из которых около 30 млн пуд. составили хлебные излишки[4]. Наиболее экономически развитым районом Закубанья был Лабинский отдел с центром в Армавире[5].
Однако отсутствие густой сети железных дорог в Закубанье сдерживало его экономическое развитие, реализация товарного хлеба затруднялась. Владикавказская железная дорога (ВлЖД), пролегавшая только в северной части Закубанья, с перевозками сельскохозяйственной продукции не справлялась. Затоваривался и порт в Новороссийске, через который кубанский хлеб шел на экспорт.[6]
Акционерное общество Армавир-Туапсинской железной дороги (АТЖД) занимало немаловажное положение в транспорте Кубанской области и сыграло большую роль в экономическом развитии этого края. Железная дорога соединила богатейшие районы Северного Кавказа с Владикавказской железнодорожной магистралью и портом Туапсе. Она имела общегосударственное значение, способствуя освоению Кавказского побережья Черного моря и Майкопских нефтяных промыслов.
В настоящее время можно выделить 3 способа периодизации железной дороги:
По архитектуре и времени постройки, а также времени ввода, можно выделить западный и восточный участки.
Начало строительства западного участка, соединяющего Туапсе и Армавир, совпадает с строительством и самой железной дороги.
В марте 1911 года в Петербурге состоялось заседание комиссии о новых железных дорогах, на которой и утвердили продолжение дороги на восток. С этого дня начинает существовать Восточный участок[7].Восточный начинается в Армавире и через Cтаврополь идёт на Дивное. Проектированием этого участка занимались инженеры А. И. Верблюнер, Александр Лаш и Иосиф Годзевич, поэтому архитектура железнодорожных станций отлична от западного участка.
На данный момент Туапсинка разделена на 3 участка:
Армавир — Ставрополь | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
На Армавир-Туапсинская железная дорога работали следующие типы локомотивов:
Паровая тяга до середины 80-х годов продержалась на участке Курганная — Шедок. Вплоть до 1994 года в Армавире осуществлялись паровозами Маневровые и хозяйственные работы В 1996 году на станции Белореченская был потушен последний паровоз Туапсинки.
Армавир-Туапсинская железная дорога.