29-06-2023
Асхаб ар-Рай («сторонники независимого суждения») — общее название представителей одного из направлений исламского законоведения VII—VIII веков. В противопоставление Асхаб ар-Рай были Ахль аль-Хадис («сторонники предания»). Асхаб ар-Рай предпочитали решать правовые вопросы на основании собственного мнения (ра’й), а не на основании прецедента, извлекаемого из хадисов пророка Мухаммеда.
Появление Асхаб ар-Рай обычно связывают со сподвижником пророка Мухаммада Абдаллахом ибн Масудом (ум. в 652 или 653 г.), который был послан праведным халифом Умаром ибн аль-Хаттабом в Ирак в качестве судьи (кади) и законоучителя. Возможными причинами стремления к независимому суждению послужило то, что весь комплекс хадисов не мог быть известен в Ираке так же хорошо, как в Хиджазе, а также весьма высокий уровень владения методами формальной логики, привнесенным в ислам бывшими приверженцами других догматических религий. Ещё одной из причин популярности такого метода в исламском законоведении стал большой личный авторитет Али ибн Абу Талиба и Абдаллаха ибн Масуда, отдававших предпочтение такому суждению.
Самыми выдающимися представителями этого направления были Алкама ан-Нахаи, Шурайх аль-Кинди, Ибрахим ан-Нахаи, Хаммад ибн Абу Сулайман и Абу Ханифа в Ираке и Малик ибн Анас в Хиджазе. С развитием науки фикха и сложением мазхабов название Асхаб ар-Рай перешло к ханафитскому и маликитскому мазхабам, так как независимое суждение (ра’й) стало одним из их опорных принципов. Оппоненты Асхаб ар-Рай обвиняли их в пренебрежении к Сунне пророка Мухаммада и утрате духа ислама, а так же в искусственных логических построениях, затрудняющих понимание предмета. Название Асхаб ар-Рай сохранялось за ханафитами и маликитами ещё в IX в., однако позже это понятие осталось только как историческое.
Асхаб ар-Рай.