29-05-2023
Атла́сные ка́рты — игральные карты с рисунком карт, созданным в середине 19 века академиком живописи Адольфом Иосифовичем Шарлеманем (Боде-Шарлемань)[1], ставшим традиционным для России и используемый до настоящего времени.
Содержание |
Число сортов карт во второй половине XIX столетия значительно увеличивается. Так, появляются карты глазетные (для публики и отдельно для «Высочайшего двора»), атласные первого и второго сорта, иллюминованные золотом, золотообрезные. Само понятие «атласные» относится к способу изготовления — печать на «атласной» бумаге, натертой тальком. Карты, напечатанные на такой бумаге, хорошо тасовались, не боялись влаги, в отличие от простой бумаги, не обладавшей такими достоинствами. Со временем перестали изготавливать карты более низкого качества, а название «атласные» закрепилось именно за рисунком карт академика Шарлеманя. Производство карт было развернуто в пригороде Санкт-Петербурга, на казенной Александровской мануфактуре, при которой с 1819 года стала работать Императорская Карточная фабрика. С второй половине 19 века Атласная колода получила широкое распостранение в Российской Империи.
Рисунки карт, практически не изменившись, используются в России до настоящего времени. Исключение — на картах туз бубен и валет черви в оригинальном эскизе есть герб Российской империи.
А. И. Шарлемань не создал принципиально нового карточного стиля. Атласные карты явились результатом переработки уже существовавших карточных рисунков, которые использовались ещё в 17 и начале 18 веков на московских карточных фабриках, которые так же основаны на так называемой «северо-немецкой картинке», которая происходила из древней народной французской карточной колоды. Успех Атласных карт можно объяснить 2 причинами: 1) «технологичность» — эскизы в четыре краски — чёрную, жёлтую, синюю и красную. 2) Рисунок карточных фигур лаконичны и просты, но при это обладают своим неповторимым стилем и кажется, что по рисунку карты можно понять характер изображенного персонажа.
Русские карточные фигуры анонимны, но французские карты, послужившие основой для работы Шарлеманя, имеют свои точные имена, которые писались и до сих пор иногда пишутся прямо на картах:
Подлинники эскизов А. И. Шарлеманя хранились в архиве Государственной карточной монополии — советском учреждении, ведавшем продажей игральных карт в СССР. После её ликвидации они находились в собрании Александра Семеновича Перельмана, ленинградского коллекционера и историка игральных карт, обладавшего крупнейшей в СССР коллекцией карт и карточных атрибутов. Затем коллекцию Перельмана приобрел музей Петергоф, где открыт единственный в России Музей игральных карт.
Атласная колода.