Progulki-po-reke-moskwa.ru

прогулки на теплоходе по Москве реке

Блюхер (тяжёлый крейсер, 1937)

01-05-2023

«Блюхер»
Blücher
«Блюхер» во время испытаний
Основная информация
Тип тяжёлый крейсер
Государство флага  Германия
Порт приписки Гамбург
Верфь Blohm und Voss
Строительство начато 15 августа 1936 года
Спущен на воду 8 июня 1937 года
Введён в эксплуатацию 20 сентября 1939 года
Современный статус потоплен 9 апреля 1940 года
Параметры
Водоизмещение стандартное 14 250 т
полное — 18 210 т
Длина 194,6 / 205,9 м
Ширина 21,3 м
Осадка 5,8—7,7 м
Бронирование главный пояс — 80 мм,
нос — 40 мм,
корма — 80 мм,
палуба — 30+30 мм (скосы — 50 мм),
траверзы — 80 мм,
башни — 160…50 мм,
барбеты — 80 мм,
рубка — 150…50 мм
Технические данные
Силовая установка 4 ТЗА Blohm und Voss,
12 котлов «Ла-Монт»
Мощность 132 000 л. с.
Скорость 32 узла
Дальность плавания 6800 миль на 15 узлах
Экипаж 1600 человек
Вооружение
Артиллерийское вооружение 4 × 2 — 203-мм/60
Зенитная артиллерия 6 × 2 — 105-мм/65,
6 × 2 — 37-мм/83,
10 × 1 — 20-мм/65
Торпедно-минное вооружение 4 × 3 — 533-мм ТА
Авиационная группа 1 катапульта,
3—4 гидросамолёта

«Блюхер» — второй тяжёлый крейсер типа «Адмирал Хиппер». Первой и единственной боевой операцией крейсера стало вторжение в Норвегию в апреле 1940 года, в ходе которой корабль был потоплен береговой артиллерией и торпедами в Осло-фиорде.

Содержание

Проектирование и постройка

Тяжёлый крейсер, получивший литерное обозначение G и условное название «Erzatz Berlin» (нем. замена крейсера «Берлин») был заложен на стапеле завода Блом и Фосс в Гамбурге 15 августа 1936 года. 8 июня 1937 года спущен на воду и получил своё имя в честь прусского фельдмаршала Гебхарда Леберехта фон Блюхера. Прежде в германском флоте это имя носил броненосный крейсер «Блюхер», погибший в сражении с британской эскадрой линейных крейсеров в сражении на Доггер-Банке в 1915 году.

В связи с рядом изменений, вносившихся в проект уже в процессе постройки, вступление крейсера в строй несколько задержалось. 20 сентября 1939 года «Блюхер» официально был принят в состав Кригсмарине (первым командиром стал капитан цур зее Генрих Фольдаг). Однако до полной готовности корабля было ещё далеко, исправление многочисленных неполадок и дефектов заняло время до 27 ноября, когда крейсер отправился на испытания механической установки в район Готенхафена. Из-за суровых условий зимы 1939—1940 корабль так и не прошёл должного курса боевой подготовки и всесторонних испытаний и не мог считаться полностью боеготовой единицей к весне 1940 года, когда ОКМ запланировало его участие в операции по захвату Норвегии[1].

Операция «Учения на Везере» и гибель корабля

В. Кофман в своей работе «Тяжёлые крейсера типа «Адмирал Хиппер» (под редакцией С. Сулиги) отмечает, что крейсер «Блюхер» к моменту проведения операции по вторжению в Норвегию, «не сделал ни одного выстрела из орудий главного калибра; не проводилось также столь важных общих учений по ликвидации последствий боевых повреждений и борьбе за живучесть».

Несмотря на это, крейсер был назначен в состав группы по захвату норвежской столицы — Осло под командованием контр-адмирала Кумметца, перешедшего со штабом на «Блюхер». Отправной точкой операции был порт Свинемюнде. На борт погрузились 830 армейских военнослужащих, в том числе около 200 сотрудников различных штабов, в том числе и два генерала — Энгельбрехт и Штуссман[1]. Внутренние помещения и палуба крейсера были загромождены боеприпасами для десанта и прочими пожароопасными предметами. Общая стесненность на перегруженном людьми корабле, наличие большого количества посторонних ухудшали и без того невысокую боеспособность «Блюхера».

По пути в Осло корабли были дважды замечены британскими подводными лодками (HMS Triton и HMS Sunfish). Первой удалось выйти в атаку на крейсер, однако тот благополучно уклонился от торпед. В ночь с 7 на 8 апреля эскадра (в которую, помимо «Блюхера», также входили лёгкий крейсер «Эмден», карманный линкор «Лютцов» и миноносцы), вошла в Осло-фьорд. При входе во фьорд эскадра была замечена норвежским патрульным кораблём, быстро захваченным миноносцем «Альбатрос».

При движении через Осло-Фьорд наиболее опасными для германской эскадры являлись узости, где располагались норвежские береговые батареи. Благополучно миновав проход между островами Болерне и Раной, охранявший вход во фиорд и подходы к главной военно-морской базе Норвегии — Хортену и высадив часть десанта для захвата Хортена, корабли двинулись дальше. В проходе Дробак и близ острова Кахольм эскадра попала под огонь норвежских береговых батарей калибром 280, 150, 57 и 40-мм калибра. Получив несколько попаданий 280-мм и 150-мм снарядами, крейсер получил серьёзные повреждения средней части корпуса и рулевой машины. Несмотря на это, корабль продолжил движение и, казалось, ушёл от опасности, когда в 5:20 последовали два подводных взрыва. По материалам В. Кофмана, скорее всего, это были торпедные попадания с береговой торпедной батареи на о. Северный Кахольм[1].

«Блюхер», тонущий в Осло-фьорде, 9 апреля 1940

В результате разрушающего действия снарядов, торпедных попаданий, а также непрекращающейся детонации боеприпасов на борту крейсера, на корабле возник пожар в средней части корпуса, гремели взрывы, от подводных пробоин постепенно увеличивался крен. Корабль потерял ход, а после серьёзного взрыва в погребе 105-мм боеприпасов распространение воды по отсекам стало неконтролируемым, резко увеличивая крен. Около 7 часов командир приказал покинуть корабль, а около 7:30 «Блюхер» перевернулся и стал медленно погружаться в воду носом вперёд. Крейсер затонул на глубине 70 метров, после его погружения раздалось несколько подводных взрывов[1].

Точные данные о количестве погибших и раненых при гибели крейсера отсутствуют. По германским данным, погибло 125 членов экипажа и 122 участника десанта. Удалось спасти 38 офицеров корабля, 985 матросов и 538 солдат и офицеров армии, в том числе обоих генералов. Капитан цур зее Фольдаг тяжело переживал гибель своего корабля. Он погиб всего через несколько дней — 16 апреля 1940 года, в авиакатастрофе над Осло-Фьордом[1].

Примечания

  1. ↑ "Блюхер"

Ссылки

Тяжёлые крейсера типа «Адмирал Хиппер»

Литература

  • Кофман В. Л. Тяжёлые крейсера типа «Адмирал Хиппер». — Москва, Цитадель, 1996. ISBN 0-00-280837-0
  • Ненахов Ю. Ю. Энциклопедия крейсеров 1910—2005. — Минск, Харвест, 2007.
  • Патянин С. В. Дашьян А. В. и др. Крейсера Второй мировой. Охотники и защитники — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007.
  • Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1922—1946.- Annapolis, Maryland, U.S.A. : Naval Institute Press, 1996.

Блюхер (тяжёлый крейсер, 1937).

© 2021–2023 progulki-po-reke-moskwa.ru, Россия, Нальчик, ул. Терская 11, +7 (8662) 65-82-84