14-07-2023
Быково | ||
Аэропорт Быково |
||
Страна: Регион: |
Российская Федерация Московская область |
|
Тип: | гражданский | |
Код ИКАО: Код ИАТА: |
UUBB (УУББ) BKA (Внутренний - БКВ) |
|
Высота: Координаты: |
+130 м |
|
Местное время: | UTC +4 | |
Время работы: | круглосуточно | |
Сайт: |
|
|
Взлётно-посадочные полосы (ВПП) | ||
---|---|---|
Номер | Размеры | Покрытие |
10/28 | 2203х40 м | асфальтобетон |
10/28 | 2203х80 м | грунт |
Список аэропортов |
Аэропорт Быко́во — бывший аэропорт Москвы. Расположен в 35 км к юго-востоку от центра города. Связан с городом Раменское, Рязанским шоссе и железнодорожной линией Рязанского направления Московской железной дороги (станция Быково).
Принимал самолёты типов Як-42, Ан-12 и все более лёгкие, а также вертолёты всех типов. Возможен был также приём самолётов Ил-76, Ту-154 без загрузки (перегонка в ремонт). Классификационное число ВПП (PCN) 38/F/B/X/T.
С 18 октября 2010 года эксплуатация аэропорта прекращена, он закрыт для приёма воздушных судов гражданской авиации и используется только как посадочная площадка для вертолётов МЧС и МВД РФ. До октября 2011 года в Быково базировались авиатакси Dexter (затем были перебазированы в аэропорт Раменское). [1]
В апреле 2011 начат демонтаж (снос) аэровокзального комплекса.
В июне 2011 года Быково исключён из Государственного реестра гражданских аэродромов Российской Федерации. [2]
Содержание |
Аэродром был создан и начал эксплуатироваться в 1933. Обслуживал авиарейсы в крупные промышленные центры России. Изначально имел грунтовую взлетно-посадочную полосу.
В 1936 году Центральный аэродром имени М. В. Фрунзе был временно закрыт на реконструкцию, и функции аэропорта столицы были переданы в Быково. 13 сентября 1936 года из аэропорта Быково начались регулярные авиарейсы по центральному расписанию. Эту дату можно считать днем рождения аэропорта. [3]
Во время Великой Отечественной войны из кирпича была построена ВПП длиной 1000 м и шириной 80 м.
С 1948 года в Быково эксплуатировались отечественные пассажирские самолёты Ли-2, чуть позже — авиалайнеры Ил-12 и Ил-14.
В середине 1950-х на аэродроме построен единый командно-диспетчерский пункт и установлен обзорный радиолокатор.
В 1960 году построена асфальтобетонная ВПП длиной 1400 м, позволившая круглый год эксплуатировать не только самолёты типа Ил-14, но и пришедшие им на смену турбовинтовые Ан-24.
В 1968 году Быковский объединённый авиаотряд участвовал в проведении эксплуатационных испытаний первого в мире реактивного пассажирского самолёта для местных воздушных линий Як-40. Свой первый рейс по маршруту Быково — Кострома — Быково Як-40 совершил 30 августа того же года.
В 1970 пассажирооборот аэропорта впервые достиг 1 млн человек. В 1975 построено новое здание аэровокзала (пропускная способность 400 пассажиров в час). Пассажиропоток в 1975 году составил 1,5 млн пассажиров.
Короткая ВПП (менее полутора километров длиной) стала причиной инцидента, произошедшего 28 июля 1971 года с самолётом Як-40 (бортовой номер СССР-87719), который при пробеге после посадки выкатился за пределы полосы, пересёк автодорогу, врезался в близлежащие строения и загорелся. [4]. Подобные инциденты повторялись в 1970-х годах. В 1979 году ВПП реконструирована (её длина доведена до 2200 м, а прочность увеличена), на аэродроме обновлено светосигнальное оборудование, установлено новое радионавигационное и связное оборудование.
В 1980 году Быковское авиапредприятие освоило самолёт третьего поколения — 120-местный Як-42. 22 декабря выполнен первый регулярный рейс на Як-42 в Краснодар и обратно.
В 1994 году аэропорт был приватизирован, государству достался 51 % акций, 49 % получил трудовой коллектив, образовано ОАО «Быко́во-Авиа». Аэропорт принимал самолёты, эксплуатирующиеся на местных воздушных линиях и авиалиниях средней протяжённости.
Последний регулярный рейс — Москва — Нижний Новгород выполнялся на самолётах Як-42 авиакомпанией «Центр-Авиа» до 2009 года.
С 2009 по 2011 годы аэропорт не обслуживал регулярные авиарейсы. В Быково летали только самолёты и вертолёты ГУ "МАЦ" и МВД, выполнялись чартерные рейсы. [5].
В планах Московской области было до 2012 года создать на основе аэропорта Быково современный международный аэропорт с обслуживанием 500 тыс. человек в год, с формированием сопутствующей инфраструктуры в виде автомобильных трасс и железной дороги [6].
Аэропорт закрыт с 18 октября 2010 года из-за истечения срока действия договора аренды аэродромного комплекса, который в последние годы эксплуатировался ООО "Аэропорт Быково". На право аренды комплекса объявлен аукцион. Сроки его проведения не уточняются[7].
В январе 2011 года глава Министерства транспорта РФ Игорь Левитин заявил, что российские власти не планируют развития перевозок гражданской авиации в Быково; по-видимому, это будет аэродром для авиации специального назначения. [8]
Расположение метеорологической площадки метеостанции (АМСГ) аэродрома Быково не соответствовало требованиям руководящих документов, согласно которым метеорологическая площадка должна быть удалена от зданий и деревьев не менее чем на 10-кратное значение их высоты [9]. Фактически метеоплощадка находилась в нескольких метрах от здания аэровокзала. [10] Как следствие, данная метеостанция значительно (порой на 1—2 градуса) завышала температуру воздуха; нередко температура воздуха в Быково являлась самой высокой среди всех метеостанций Московской области.
В августе 2011 года метеостанция Быково была закрыта. [11]
На территории аэропорта находится Быковский авиаремонтный завод (БАРЗ), специализирующийся ныне на ремонте авиационных двигателей Д-30. Завод существует с 1931 года (до 1995 года носил название «Завод № 402 ГА»), прошёл путь от ремонта самолётов У-2, По-2, Р-5, Ан-2 и авиамоторов М-11, АШ-62ИР, АШ-82В до ремонта современных воздушных судов Ил-18, Ил-76, Як-42.
Быково (аэропорт).