29-07-2023
Василий Алибабаевич | |
Раднэр Муратов в роли Василия Алибабаевича |
|
Создатель |
Александр Серый |
---|---|
Исполнение | |
Информация | |
Имя |
Василий Алибабаевич Алибаба |
Род занятий |
Беглец |
Васи́лий Алибаба́евич — персонаж фильма «Джентльмены удачи», воплощённый на экране советским актёром театра и кино Раднэром Муратовым. Имя Василия Алибабаевича стало нарицательным при обозначении современных мошенников. Фраза «Кушать подано. Садитесь жрать, пожалуйста!» вошла под восьмым номером в пятнадцать главных фраз советского и российского кино, по результатам социологического опроса, проведённого «Комсомольской правдой»[1].
Содержание |
Житель Средней Азии Василий Алибабаевич работал на АЗС, откуда был отправлен в тюрьму на один год[2] отбывать наказание по «хозяйственной» статье (а конкретно, за то, что разводил бензин ослиной мочой[3]). Василий подчиняется принципам коллективизма («все побежали, и я побежал»), хороший повар и просто хозяйственный человек. Так же как и Евгений Иванович Трошкин, любит детей. Он очень любит свою маму и родной город Джамбул («там тепло, там моя мама»). Не будучи преступным авторитетом, тем не менее в тюремной камере занимал лучшее место (у окна), откуда был смещён авторитетным вором Доцентом (Трошкиным).
Среди всех персонажей «Джентльменов удачи» исполнителя роли Василия Алибабаевича подбирали дольше всего и актёру Раднэру Муратову роль комично-серьезного жулика Васи, который попал в тюрьму за то, что разбавлял бензин ослиной мочой, досталась случайно. Первоначально сценарий писался в расчёте на Фрунзика Мкртчяна, но того не отпустили на съемки из-за 50-летия образования Армянской ССР (первый актёр республики не мог отсутствовать на праздничных мероприятиях). На роль пробовались другие известные актёры, в итоге не прошел ни один, даже фактурный Владимир Этуш показался мосфильмовскому начальству неубедительным. В протоколе заседания художественного совета значилось:
Из представленных на кинопробе не годится ни один, сделать кинопробу И. Рутбергу
Когда не прошёл и Илья Рутберг, претендентов начали отсматривать по новой. И лишь тогда обратили внимание на артиста Государственного театра киноактёра Раднэра Муратова, который и стал тем самым неповторимым Василием Алибабаевичем. Изначально в «Джентльменах удачи» он должен был сыграть начальника тюрьмы. Но у Муратова эта роль энтузиазма не вызвала. Когда его спросили, кого бы он тогда хотел сыграть, он заявил, что не отказался бы от роли Василия Алибабаевича. Эта роль, впоследствии, и стала для актёра главной в его жизни, и именно по этой роли его помнили зрители[4]. А тогда времени для поиска нового кандидата уже не было, поэтому роль начальника тюрьмы была сокращена, а Муратов стал Василием Алибабаевичем[5]. Вот как он сам вспоминает об этом событии: «Мы обязаны были сниматься беспрекословно в любой роли. Как-то ассистент режиссера дал почитать сценарий „Джентльменов удачи“. Мне предлагали сыграть начальника тюрьмы. Помните короткий эпизод? Не знаю, что нашло, но впервые я заартачился: Не буду!», — назавтра его вызвали к начальству. Долго «мурыжыли» в приёмной. Муратов прекрасно понимал, что за ослушание его ждёт приказ о понижении зарплаты, и так-то маленькой. Наконец, попав в кабинет, начался разнос: «Мы тут бьемся-бьемся, чтоб хоть какую-нибудь роль заполучить, дать вам возможность заработать! А вы нос воротите!..». Тут-то, по словам Муратова, спасительная мыслишка и промелькнула в голове: «Да я потому от начальника тюрьмы отказался, что другую роль для себя вижу». — Какую? — Али-Бабу. Съёмочное начальство метало громы и молнии: «Да ты понимаешь, на что замахнулся?! Сценарий специально написан под звёзд — Леонова, Вицина, Крамарова… Али-Баба — Фрунзик Мкртчян вылитый. Это давно приговорено». Начальство ещё долго возмущалось «неслыханной наглостью» Муратова, но главного актёр добился — зарплату не срезали. Шло время. Муратов уже забыл о «Джентльменах удачи». А события развивались драматически. Солнечная Армения готовилась к славному юбилею — 50-летию республики. Национального героя Фрунзика ну никак не отпускали в Москву. Зима кончалась, а с ней и возможность съёмок в проруби. Фрунзика ждали-ждали, потом пригласили актёра из Ташкента. Только утвердили, а тот под следствие попал… В съёмочной группе паника. Снег-то тает. Тут вспомнили, что какой-то чудак сам напрашивался на Али-Бабу. Долго вспоминали фамилию…"[6]
В итоге пригласили Муратова. Виктория Токарева посмотрела-посмотрела: «У нас комедия. Поэтому играй серьезно, как у Швейцера во «Время, вперед!». Я и сыграл серьёзно…», — вспоминал впоследствии Муратов. На съёмках Муратов всегда держался в стороне, потому что никого не знал, и боялся, что его ненароком выгонят[6]. В ходе съёмок «Джентльменов удачи» исполнителям главных ролей Леонову, Вицину и Крамарову не хотелось раздеваться в —17 °C. Между собой актёры договорились не раздеваться и пытались подговорить Муратова на это неподчинение, но тот всё-таки разделся и первым выскочил на мороз. Потом они отомстили Муратову — Крамаров подкрался к нему и тут же, перед камерой, натёр снегом, а Вицин, чтобы было веселее, стал натирать и самого Крамарова. В итоге этот дубль и вошёл в фильм. О самой известной своей роли Муратов впоследствии вспоминал[7]:
Никогда не забуду, как нас опускали в цементный раствор. Я понял: актеры такой народ — если роль хорошая, куда хочешь залезут. Вот наступил этот день, когда нас стали туда опускать. Но оказывается, какой-то не такой цемент, а другой. В общем, цемент нас не принял, он нас выкинул… Подкатила цистерна с обыкновенной хлебной закваской. И еще она была подкрашена зеленой луковой эссенцией, но все равно состав был такой терпкий, липкий… Помните: «Какой цемент хороший! Не отмывается совсем!»? Съемки были под Самаркандом, и там была фабрика, а при ней душевая, и вот только минут через сорок — сорок пять еле мы этот состав кое-как от себя отскребли, поры наши вновь задышали, стали мы опять превращаться в человека, оглянулись, а Вицина нету. Оказалось, что он продолжает сидеть в цистерне, потому что узнал, что этот состав на 23 лекарственных травах и что это на 15 лет продлевает молодость.
Московский дом, в котором прятались сбежавшие из тюрьмы герои, в действительности предназначался под снос, поэтому сначала туда с радостью пустили съёмочную группу, а потом дали возможность его спалить. В фильме показано, как Василий Алибабаевич зажигает керосинку, после чего раздаётся взрыв и загорается весь дом. Всё горело по-настоящему. К счастью, Раднэр Муратов не пострадал во время взрыва, а спасать в итоге пришлось съёмочную группу. Творческие люди так увлеклись процессом, что перестали замечать опасность[8].
Кинокритик и писатель Роман Лейбов усматривает заметное сходство героев романа «Золотой телёнок» Ильфа и Петрова, в котором помещены в одну «Антилопу» флегматичный хозяйственный Козлевич, простодушный сангвиник Шура и истеричный меланхолик Паниковский, с «Джентльменами удачи», в которых Данелия и Токарева амплуа Шуры отдали «Косому» (герою С. Крамарова), совместили в «Хмыре» (персонаже Г. Вицина) черты Паниковского и Козлевича. А вот образ Василия Алибабаевича, замечательно воплощённый Раднэром Муратовым, у Ильфа и Петрова прямого соответствия себе не находит. При этом, подобно Козлевичу, Василий Алибабаевич имеет некоторое отношение к автомобильному транспорту — в тюрьме он сидит по «хозяйственной» статье, связанной с махинациями на бензоколонке. При этом герой Муратова — единственный персонаж, не отзывающийся на кличку. Правда, имя его — это не совсем его имя. Это, скорее, русифицированный вариант его имени, оттого уже сам по себе смешной. Как отмечает Лейбов, в образе Василия Алибабаевича на экран впервые был выведен персонаж массовой словесности и массового сознания среднеазиатского происхождения, который выделяется даже на фоне инфантилизма остальных героев: он говорит со смешным акцентом смешные вещи, верит всему на свете и тоскует по тюрьме, подобно шильонскому узнику. В определённом смысле он и есть тот самый идеальный естественный человек, — заключает Лейбов: Даже преступление его, — которое заключается всего-навсего в разбавлении бензина ослиной мочой, — символически руссоистично[9]. Углубляясь в сходство с «Золотым телёнком», — тему, начатую Лейбовым, продолжает публицист Леонид Кондратенко, согласно которому образ Василия Алибабаевича, не имея прямого аналога, косвенно перекликается с фигурой Остапа Бендера. Ведь он единственный из героев фильма, кто сидит за мошенничество, слегка напоминающее бендеровские трюки. Сын турецкоподданного Остап Ибрагимович предлагает нанятому работнику получить у Пушкина в качестве оплаты за труд от мёртвого осла уши. Другой трудящийся, сын Востока Василий Алибабаевич, оперирует мочой живых ослов[10].
Роль Василия Алибабаевича стала для Муратова единственной звездной ролью, хотя он снялся в полусотне картин. «Это моя первая и последняя удача, — говорил спустя годы Муратов знакомым. — После этого меня будто сглазил кто… Жена бросила, сына рядом не стало… А вскоре и роли для меня закончились. Видно, время моё ушло…»[11].
«Джентльмены удачи» | ||
---|---|---|
Персонажи | Евгений Иванович Трошкин • «Доцент» Белый • Федя «Косой» • Василий Алибабаевич • Хмырь | |
Актёры | Евгений Леонов · Савелий Крамаров · Георгий Вицин · Раднэр Муратов |
Василий Алибабаевич.