25-09-2023
Программа «Взгляд» и её ведущие стали символами перестройки. Константин Эрнст сравнивал их (по популярности) с группой The Beatles[1]. Тимофей Шевяков тоже назвал их «битлами нашей эпохи»[2]. «Взглядовцами» называли (критик Анна Качкаева[3] и прочие)не только ведущих, но и других известных сотрудников программы, включая ее руководство.[4][5][6][7][8][9][10][11][12][13][14][15][16] Они и сами себя так называют. Например, Анатолий Лысенко в интервью говорил[17]:
Если бы нам, «взглядовцам», в 1987 году сказали, что результат работы по обновлению телевидения будет таким, мы бы ответили: спасибо, не надо
Содержание |
На разных этапах ведущими программы были:
|
|
|
Александр Политковский про «звёздную» передачу рассказывал[18]l:
Первые эфиры с Листьевым, Любимовым и Вакуловским были очень непрофессиональные с телевизионной точки зрения. |
Взглядовцами называют тех, кто был причастен к проекту, среди них:
Игорь Кириллов на kremlin.ru
Влад Листьев
Программа пользовалась большой популярностью аудитории, выпуски широко обсуждались общественностью и в СМИ[23][24].
Даже 10 лет спустя «Огонёк» позиционировал ведущих как «народных героев»[25]:
Кто помнит, сколько их было, ведущих «Взгляда», появлявшихся в самой свободной студии «Останкино» по пятницам? Листьев, Любимов, Захаров, Политковский, Мукусев. Кто ещё — Ломакин, Додолев, Боровик… Они стали народными героями, олицетворявшими перемены внутри страны, так же, как символом перестройки за границей был Горбачёв. Потому что вместе с ними, смелея от пятницы к пятнице, мы учились говорить не кухонным шепотом, а вслух: в СССР все-таки есть секс, у капитализма тоже бывает человеческое лицо, рок-н-ролл жив, Чернобыль не авария, а трагедия… Но когда мы вместе прошли почти весь демократический букварь и научились громко говорить, было уже почти всё равно, кто говорит с нами из студии «Взгляда». За что всем, кто когда-либо делал это, большое человеческое спасибо.
Валерий Кичин спустя почти четверть века после закрытия программы (в 2012 году) отмечал[26][27]:
В знаменитой программе «Взгляд» первых лет перестройки улыбчивые молодые супермены — Любимов, Листьев, Политковский, Захаров, Додолев — предстали «рыцарями правды» и борцами за «новое телевидение». Смысл новизны, кроме разрешённой, но все равно вызывавшей уважение независимости суждений, был в особом ритме, в котором существовали динамичные молодые люди.
Руководитель программы Сергей Ломакин описал первый квартет ведущих в газете «Новый Взгляд» [28]:
- Дима Захаров: носик-пуговкой, круглые глазки — идеально подошел на роль «знайки».
- Сашка Любимов — абсолютный playboy, умеющий вворачивать словечки на разных иноземных языках.
- Влад Листьев подходил на роль «разгильдяя».
- На роль комиссара Наваро рассматривался Олег Вакуловский, но он после первых двух-трёх эфиров исчез.
Эксперты разделяли ведущих на т. н. «честных» и «фраеров» (говоря об имидже, а не мировоззрении)[29]:
Главным признаком «честных» всегда была однозначность целей и незамысловатость способов их достижения (отсюда и горячность во взоре, и нарочито-пролетарские манеры). У выпендривающихся фраеров по части идей, мировоззрения, а также исповедуемой эстетики все было значительно сложнее. С одной стороны они как бы примыкали, с другой — как бы туманно намекали, что, дескать, «умный поймет, дурак не заметит». Кто не помнит «честных» Политковского и Мукусева в одной упряжке с фраерствующими (и тщательно замазывающими грех буржуазности и эстетства) Дмитрием Захаровым, Александром Любимовым и Евгением Додолевым во всенародно любимом «Взгляде»?
Между ведущими существовал антагонизм. Владимиру Мукусев так вспоминает свой последний разговор с Владом Листьевым [30]:
Умирает «Взгляд», редакция, журналистика в целом. Умирает, потому что появилась возможность не зарабатывать, а воровать деньги: с помощью заказных сюжетов («джинсы» по-нашему), рекламы гастролей попсы и просто рекламы. Я уже знал, что учредительные документы созданного и мною «ВИDа» в тайне от меня подделаны. Я сказал: «Знаешь, Влад, если так пойдет дело, вы рано или поздно перестреляете друг друга». На следующий день я улетел в Сибирь и расстался с Останкино на многие годы. |
Дмитрий Быков писал [31]:
Четыре темперамента, составлявшие костяк команды, были:
- динамичный, ироничный карьерист Любимов, в конце концов ставший одним из богатейших тележурналистов страны;
- доброжелательный, контактный Листьев, умевший веселить обывателя и понимавший, что этому обывателю нужно;
- надрывный, истеричный Политковский, легко впадающий в панику (или легко её имитирующий), точно попадающий в «кухонный» тон (отсюда «кухня»);
- и, наконец, яйцеголовый Захаров, трезвее и раньше всех понявший, как кратко отпущенное «Взгляду» время, отражающий настроения интеллектуалов, преимущественно молодых.
Писатель также обвинил ведущих в прагматизме. Ему вoзразил Сергей Ломакин в своём интервью газете «Музыкальная правда»[32]:
Ну, прагматиками мы не были; конечно, были избалованы популярностью и даже порой умели её конвертировать в деньги. После эфира, на выходные уезжали на «чёсы» по провинции... Стадионы собирали, что не стремились особенно афишировать – это был все-таки так называемый нетрудовой доход. Тем более, что в начале 1990 года «Взгляд» был не просто чемпионом рейтинга – мы стали опасны для власти. |
Ведущие программы «Взгляд».