06-02-2024
Ви́ленское баро́кко — условное название позднего этапа развития стиля барокко в храмовой архитектуре Великого княжества Литовского, на территории распространения Брестской церковной унии[1], в том числе и в Виленской епархии Римско-католической церкви. Архитектурно-художественная система виленского барокко получила распространение во второй половине XVIII века благодаря деятельности выпускников архитектурного отделения Виленского университета.
У истоков виленского барокко стоял архитектор Ян Кристоф Глаубиц (ум. 1767), который, перестраивая существующие храмы литовской столицы, черпал вдохновение в современных постройках Австрии и Баварии. Много общего с памятниками виленского барокко имеют польские постройки Паоло Фонтана (например, доминиканский собор в Виннице). Особенную популярность стиль получил среди грекокатоликов; отсюда его второе название — униатское барокко. Примерами виленского барокко на территории современной Белоруссии могут служить:
Для этих памятников характерен утончённый вертикализм писали: «строительный материал здесь словно размяк и поплыл волнами выгнутых и вогнутых кривых».
Николаевский собор в Полоцке, исключительная по пластичности церковь в Березвечье и другие памятники виленского барокко пострадали либо были полностью уничтожены в 1960-е годы, во время последней крупной антирелигиозной кампании в СССР. После распада Советского Союза отдельные архитектурные памятники (например, Воскресенская церковь в Витебске) были воссозданы в первоначальном виде.
Виленское барокко черты, виленское барокко период.
Веселов, Виталий Александрович, Афанасьев, Павел Александрович, Категория:2000-е годы в Венесуэле, Файл:Cajori sattelite craters map.jpg, Другие потери.