22-10-2023
Лодочный мотор "Вихрь", "Вихрь-М", "Вихрь-30" | |
---|---|
Годы выпуска | 1966 - н.в. |
Страна выпуска | СССР/Россия |
Заводы | КМПО им. Фрунзе (г. Самара), ЗИД (г. Пермь) |
Серийность | крупносерийный |
Тип двигателя | Двухтактный карбюраторный |
Мощность двигателя | 20, 25, 30 л.с. |
Часовой расход топлива | 25(М)=9л/ч; 30= 12 л/ч(на max оборотах работы). |
Муфта сцепления | кулачковая, встроенная в редуктор |
Редуктор | конический, реверсивный |
Управление | дистанционное, румпель; |
Топливный бак | отдельный, 22 л. |
Гребные винты | скоростной(320мм), грузовой(270мм,282мм), стандартный(300мм); |
Система запуска | ручной стартер, электростартер; |
Масса | 50 кг |
«Вихрь» — марка подвесных лодочных моторов производства Куйбышевского моторостроительного производственного объединения им. Фрунзе (г. Самара) с 1966 года по настоящее время.
Серийно выпускались три модели мотора «Вихрь», мощностью 20 л.с., «Вихрь-М», мощностью 25 л.с. и «Вихрь-30», мощностью 30 л.с.
Были изготовлены экспериментальные образцы моторов мощностью 40, 45 и 60 л.с.
Лодочные моторы «Вихрь» построены по классической схеме с вертикальным расположением узлов. Двигатель — двухтактный двигатель двухцилиндровый. У мотора "Вихрь" продувка дефлекторная, у мотора "Вихрь-М" - трехканальная возвратно-петлевая продувка, и у мотора "Вихрь-30" - трехканальная возвратно-петлевая продувка. (Вихрь-М (Вихрь-25) и Вихрь-30 отличаются незначительно, в основном формой глушителя и устройством выхлопа в дейвуде, у Вихрь-30 настроенный выхлоп). Впуск свежей смеси в картер - через золотниковое устройство с дисковыми текстолитовыми золотниками.
Зажигание рабочей смеси осуществляется от маховичного магнето, на ранних моделях - с контактным прерывателем, с начала 80-х годов - бесконтактное.
Охлаждение двигателя — принудительное, забортной водой. Для этого в конструкии мотора предусмотрен насос-дозатор (помпа).
Запуск двигателя осуществляется ручным стартером. Модель "Вихрь-30" может комплектоваться и электростартером. Предусмотрен также ручной запуск при помощи стартового шнура.
Дейдвудная труба мотора (промежуточный корпус) связывает двигатель и редуктор. С помощью подвески с упругими элементами и струбциной мотор закрепляется на транце лодки.
Редуктор моторов «Вихрь» конический одноступенчатый реверсивный с возможностью включения свободного хода.
Гребной винт трехлопастной. Передача вращения от выходного вала редуктора к винту — через демпфер и срезную шпонку, которые являются самым слабым звеном в силовой передаче от двигателя к редуктору. При ударе винта о подводное препятствие шпонка срезается и предохраняет детали мотора от поломки. Для продолжения движения шпонку необходимо заменить.
Управление мотором осуществляется с помощью румпеля и дистанционно.
Моторы имеют отдельный бензобак, стандартно емкостью 22 литра, который можно размещать в любом месте лодки.
Двигатель закрывается кожухом.
Мотор имеет генератор переменного тока с напряжением 12В и мощностью 30Вт для питания ходовых огней лодки и заряда аккумуляторов.
Подвесные лодочные моторы «Вихрь» — самые массовые в СССР. Нашли применение на туристических, хозяйственных, прогулочных, патрульных и спасательных лодках — там, где требуется достижение высокой скорости движения.
К положительным качествам мотора можно отнести:
Недостатков у моторов "Вихрь" значительно больше:
На Беломорской биологической станции Зоологического института РАН у мыса Картеш установлен памятник мотору. Табличка на небольшом бетонном обелиске гласит: «Мотору „Вихрь“ — с любовью и ненавистью».
Лодочные моторы производства СССР и России |
---|
Серийные |
ЛМ-1 | ЛМР-6/ЛММ-6 | «Стрела» | «Москва» | «Кама» | «Прибой» | «Ветерок» | «Салют» | «Вихрь» | «Привет» | «Нептун» | «Бийск» |
Экспериментальные |
«Пионер» | «Чайка» | «Гном» | «Оса» | «Старт» | «Волгарь» |
Спортивные |
ГЛМ |
Вихрь (лодочный мотор).