10-10-2023
Война «Тойот» | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Чадско-ливийский конфликт | |||||||||||||
Граница Ливии и Чада. |
|||||||||||||
|
|||||||||||||
Противники | |||||||||||||
Ливия | Чад | ||||||||||||
Командующие | |||||||||||||
Муамар Каддафи | Хиссен Хабре | ||||||||||||
Силы сторон | |||||||||||||
90,000[1] | 28,000[2] | ||||||||||||
Военные потери | |||||||||||||
7,500 убитых 1,000 пленных 800 танков и БМП 28 самолётов[3] |
1,000 убитых[3] |
Война «Тойот» — последняя фаза чадско-ливийского конфликта. Война получила своё название из-за того, что вооружённые силы Чада использовали пикапы японского автопроизводителя Toyota для мобильного перемещения войск в боях против ливийцев. Война закончилась в 1987 году полным поражением ливийцев[4], которые потеряли десятую часть своей армии, 7 500 солдат были убиты на поле боя, к тому же чадские войска захватили у ливийцев военного оборудования на сумму 1,5 млн долларов США[4]. Потери Чада составили 1 000 убитых солдат[3].
Содержание |
Первоначальная мотивация Каддафи его вмешательства во внутренние дела Чада состояла в намерении вернуть полосу Аузу, узкую полосу территории между Чадом и Ливией, на которую Ливия предъявляла территориальные претензии. По договору 1935 года между Францией и Италией полоса отошла Италии (договор не был ратифицирован Францией), затем в 1955 году был заключён договор между Ливией и Францией, передававший полосу Франции. После распада французской колониальной империи полоса Аузу перешла к Чаду[5]. Кроме того, идея джамахирии предполагала объединение всех арабских государств, и создание союзного государства южнее Ливии, с перспективой распространения влияния Ливии на всю Центральную Африку и ослабление влияния Франции хорошо вписывались в эту картину[6].
В начале 1987 года (последнего года войны), ливийский экспедиционный корпус по-прежнему представлял собой серьёзную силу, включая 8 000 военнослужащих, 300 танков, много единиц реактивных систем залпового огня и артиллерийских орудий, вертолётов Ми-24 и 60 боевых самолётов. Эти силы не были объединены в единую группировку войск, они были разделены на Оперативную группу «Юг» (принимавшей участие в боях в Тибести, 2 500 солдат) и Оперативную группу «Восток», (воевавшей, главным образом, в Файя-Ларжо)[7].
Ливийские вооружённые силы превосходили чадские по уровню оснащённости, но имели целый ряд серьёзных недостатков. Ливийцы были подготовлены к ведению вооружённых действий, в которых они бы обеспечивали наземную и воздушную поддержку своим союзникам в Чаде (повстанцев, борющихся против центральной власти Нджамены), оказывать им помощь в осуществлении наземных операций и обеспечивать разведку. Однако, в 1987 году, Каддафи потерял своих союзников, так как те заключили перемирие с властями Чада. Ливийские гарнизоны на территории Чада стали напоминать изолированные и уязвимые острова. Также важным моментом является низкий моральный дух в ливийских войсках, которые воевали в чужой стране и структурная дезорганизации сухопутных войск Ливии, которые находились в не лучшей форме из-за страха Каддафи в организации военного переворота против него. Этот страх привел его к тому что, он старался избегать чрезмерного укрепления вооружённых сил страны[8][9].
Ливийцам пришлось иметь дело со значительно более морально подготовленными вооружёнными силами Чада, в состав которых входило 10 000 солдат под руководством опытных и способных командиров, таких как: Идрис Деби, Джамус Хассан (англ.)русск. и Хиссен Хабре. В то же время у Чада не было военно-воздушных сил, нормальной бронетехники и было всего несколько противотанковых и зенитных орудий. Но в 1987 году французские ВВС оказали помощь Чаду (начав сбивать ливийские летательные аппараты) и, что более важно, Франция поставила в Чад — 400 внедорожников марки Toyota: одна часть которых была оборудована пулемётами, а другая — противотанковым ракетным комплексом Милан. Именно эти внедорожники, которые и дали название «война Тойот», сыграли решающую роль в победе Чада в данном конфликте[10][11].
После окончания войны вопрос о государственной принадлежности полосы Аузу по согласию сторон был передан в Международный суд ООН. В соответствии с решением суда, вынесенным в 1994 году, полоса Аузу является частью Чада[12].
Война «Тойот».