12-07-2023
Война «тойот» | |||
Основной конфликт: Чадско-ливийский конфликт | |||
Граница Ливии и Чада |
|||
Дата | |||
---|---|---|---|
Место | |||
Причина |
спорный регион |
||
Итог |
окончательная победа Чада |
||
Изменения | |||
Противники | |||
|
|||
Командующие | |||
|
|||
Силы сторон | |||
|
|||
Потери | |||
|
|||
Война «тойот» — последняя фаза чадско-ливийского конфликта. Война названа в честь Toyota Hilux, прочного рамного джипа, который использовали вооружённые силы Чада для мобильного перемещения войск в боях против ливийцев.[4] Война закончилась в 1987 году полным поражением ливийцев[5], которые потеряли десятую часть своей армии, 7 500 солдат были убиты на поле боя, к тому же чадские войска захватили у ливийцев военного оборудования на сумму 1,5 млн долларов США[5]. Потери Чада составили 1000 убитых солдат[3].
Первоначальная мотивация Каддафи его вмешательства во внутренние дела Чада состояла в намерении вернуть полосу Аузу, узкую полосу территории между Чадом и Ливией, на которую Ливия предъявляла территориальные претензии. По договору 1935 года между Францией и Италией полоса отошла Италии (договор не был ратифицирован Францией), затем в 1955 году был заключён договор между Ливией и Францией, передававший полосу Франции. После распада французской колониальной империи полоса Аузу перешла к Чаду[6]. Кроме того, идея джамахирии предполагала объединение всех арабских государств, и создание союзного государства южнее Ливии, с перспективой распространения влияния Ливии на всю Центральную Африку и ослабление влияния Франции хорошо вписывались в эту картину[7].
В начале 1987 года (последнего года войны), ливийский экспедиционный корпус по-прежнему представлял собой серьёзную силу, включая 8 000 военнослужащих, 300 танков, много единиц реактивных систем залпового огня и артиллерийских орудий, вертолётов Ми-24 и 60 боевых самолётов. Эти силы не были объединены в единую группировку войск, они были разделены на Оперативную группу «Юг» (принимавшей участие в боях в Тибести, 2 500 солдат) и Оперативную группу «Восток», (воевавшей, главным образом, в Файя-Ларжо)[8].
Ливийские вооружённые силы превосходили чадские по уровню оснащённости, но имели целый ряд серьёзных недостатков. Ливийцы были подготовлены к ведению вооружённых действий, в которых они бы обеспечивали наземную и воздушную поддержку своим союзникам в Чаде (повстанцев, борющихся против центральной власти Нджамены), оказывать им помощь в осуществлении наземных операций и обеспечивать разведку. Однако, в 1987 году, Каддафи потерял своих союзников, так как те заключили перемирие с властями Чада. Ливийские гарнизоны на территории Чада стали напоминать изолированные и уязвимые острова. Также важным моментом является низкий моральный дух в ливийских войсках, которые воевали в чужой стране и структурная дезорганизации сухопутных войск Ливии, которые находились в не лучшей форме из-за страха Каддафи в организации военного переворота против него. Этот страх привел его к тому что, он старался избегать чрезмерного укрепления вооружённых сил страны[9][10].
Ливийцам пришлось иметь дело со значительно более морально подготовленными вооружёнными силами Чада, в состав которых входило 10 000 солдат под руководством опытных и способных командиров, таких как: Идрис Деби, Джамус Хассан (англ.)русск. и Хиссен Хабре. В то же время у Чада не было военно-воздушных сил, нормальной бронетехники и было всего несколько противотанковых и зенитных орудий. Но в 1987 году французские ВВС оказали помощь Чаду (начав сбивать ливийские летательные аппараты) и, что более важно, Франция поставила в Чад — 400 внедорожников марки Toyota: одна часть которых была оборудована пулемётами, а другая — противотанковым ракетным комплексом Милан. Именно эти внедорожники, которые и дали название «война тойот», сыграли решающую роль в победе Чада в данном конфликте[11][12].
После окончания войны вопрос о государственной принадлежности полосы Аузу по согласию сторон был передан в Международный суд ООН. В соответствии с решением суда, вынесенным в 1994 году, полоса Аузу является частью Чада[13].
Война тойот.