Progulki-po-reke-moskwa.ru

прогулки на теплоходе по Москве реке

Воспитательный дом (Санкт-Петербург)

22-10-2023

Перейти к: навигация, поиск
Здание Воспитательного дома, где ныне размещается Педагогический университет имени Герцена

Воспитательный дом в Санкт-Петербурге — учреждение для призрения незаконнорожденных детей, сирот и детей бедняков, учреждённое в 1770 году с подачи просветителя И. И. Бецкого по образцу Воспитательного дома в Москве.

Поначалу Воспитательный дом находился на Миллионной улице, где архитектором Ю. М. Фельтеном было построено специальное здание, включавшее в себя также ломбард (ныне здание Казарм лейб-гвардии Павловского полка).

В Воспитательный дом принимались дети в возрасте до 2 лет и 4 месяцев и оставались там до 21 года. Воспитанники получали начальное (реже — среднее) образование.

При Воспитательном доме Бецкой учредил вдовью и сохранную казны, в основу которых легли сделанные им щедрые пожертвования. Управление делами дома осуществлялось Опекунским советом.

Основные вехи

В 1771 году при Воспитательном доме был создан Родильный госпиталь (с 1835 года — «Санкт-Петербургское родовспомогательное заведение со школой сельских повивальных бабок при нем»)

Основание Воспитательного дома

Вид Миллионной улицы. Гравюра Т. Малтона 1790 года.[1] Слева, напротив Мраморного дворца, видно здание Ломбарда и Воспитательного дома, выстроенное Ю. Фельтеном в 1779 году

Это заведение было открыто в 1770 году под руководством Ивана Ивановича Бецкого и учреждено по образцу Московского (также обустроенному по плану Бецкого). Первоначально воспитательный дом был своего рода интернатом для беспризорников. Идея его создания принадлежит Екатерине II. Под влиянием передовых педагогических учений царица стремилась сформировать новое поколение путем идеального образования и главное средство «исправления сердец и нравов народа» видела в правильном воспитании. Организация работы по воплощению этой идеи в жизнь была поручена сподвижнику императрицы И.И. Бецкому. Свою задачу известный просветитель видел в преобразовании народа путем воспитания. Он был уверен в том, что общество, основанное на неравенстве и угнетении, неспособно вырастить достойное поколение. Первоочередные меры по созданию «новой породы людей» он излагает в «Генеральном учреждении о воспитании обоего пола юношества». Конкретная реализация проекта связана с снованием воспитательных домов для незаконно рожденных.

Потребность в организации подобного рода учреждений в середине XVIII была достаточно острой. Убийство матерями своих новорожденных детей было не редким явлением в России того времени. Этой проблеме отдельно уделил внимание М.В. Ломоносов. В трактате «О сохранении и размножении русского народа» ученый предлагал для «избегания столь ужасного злодейства и сохранения жизни неповинных младенцев учредить народные богадельни», что и было сделано в 1763 году в Москве

Работа Воспитательного дома

Дом принимал детей в возрасте до 2 лет. Каждый человек мог анонимно в любое время принести младенца. Также на условии полной анонимности туда могла обратиться беременная женщина, которой должны были оказать необходимую помощь. При организации работ над программами были использованы передовые педагогические идеи того времени. Ребенок находился там до 18 лет, получал начальное и профессиональное образование. Помимо ремесел, в доме преподавались иностранные языки, рисование и основы театрального искусства. Успешные ученики продолжали обучение в московском университете или академии художеств. Девушек могли перевести в Смольный, а особо отличившиеся имели шанс поступить на медицинский факультет в Страсбурге. Часть студентов направлялась на практику к лучшим постановщикам, а в течение 8 лет Воспитательный дом распоряжался театром на Царицыном лугу в Петербурге. Кроме того, при Московском доме на деньги Прокофия Демидова был учрежден родильный дом с акушерским училищем в 1784.

В Петербурге приют был открыт только в 1770 как филиал Московского. До этого брошенных младенцев приносили в Смольный монастырь. Первоначально Воспитательный дом там и располагался, но местоположение на окраине было неудобное. После наводнения 1777 года дом переезжает на Миллионную улицу. Но здесь пришлось соседствовать с двумя ведомствами. Один из членов опекунского совета граф Разумовский подарил новое здание недалеко от Миллионной, однако по-прежнему площадей катастрофически не хватало. Уже после смерти Бецкого загородная дача К.Г. Разумовского на Мойке выкупается в казну, где Воспитательный дом и располагался до начала 1918 года.

Статус Воспитательного дома

Принципы функционирования были определены в Генеральном плане Императорского воспитательного дома. Основной проблемой стало формирование ресурсной базы. Финансирование шло за счет «подаяний от публики», чтоб мероприятие «не было ни в малейшее отягощение Её величеству». Вся нагрузка содержание приюта ложилась на плечи общества. Государство со своей стороны предоставляло широкие льготы: учреждение освобождалось от всех налогов и повинностей, дом имел право заниматься коммерческой деятельностью, в частности проводить операции с недвижимостью, заводить мануфактуры, учреждать лотереи, вести банковские дела. При воспитательном доме существовала ссудная касса (ломбард), куда можно было заложить движимое и недвижимое имущество под низкие проценты. Кроме того, ему было дано исключительное право клеймить игральные и гадальные карты, которые производились на собственном заводе. К 1819 он становится абсолютным монополистом на этом рынке. Приют не зависел от какого-либо ведомства и находился под непосредственной защитой императрицы. Управление осуществлял опекунский совет из 6 знатных сановников, которые лично отстаивали права воспитательного дома. Исполнение решений совета и оперативное управление выполнял главный надзиратель, полностью зависимый от воли опекунов.

Проблемы в Воспитательном доме. Детская смертность.

Грудное отделение Императорского воспитательного дома. Санкт-Петербург. 1913. Фото ателье К. К. Буллы

Главной своей задачей И.И. Бецкой видел в преобразовании всего народа путем воспитания. Он был уверен в том, что общество, основанное на неравенстве и угнетении, неспособно вырастить достойное поколение. Но на практике благородные идеи слабо развивались по целому ряду причин, а результаты управления домом далеко не соответствовали ожиданиям Бецкого.

Главной причиной неудовлетворительного состояния приюта явился недостаток средств. В год на содержание обоих учреждений в Москве и Санкт-Петербурге требовалось 190 тыс. руб. В среднем от дарителей поступало 70 тыс. руб. в год, а к концу XVIII века эта цифра упала до 157 руб. Доход главным образом шел от процентов с ссудной кассы, некоторые средства получали от ведения коммерческой деятельности. Но, несмотря на льготы и личные усилия И.И. Бецкого, проблема финансового голода оказалась неразрешимой. Кроме того, в воспитательный дом приносили гораздо больше детей, чем ожидалось. Интернат не справлялся с нахлынувшей массой детей. Приюту не хватало денег, поэтому он не мог обеспечить себя всем необходимым, главным образом помещениями. Из-за скученности и несоблюдения санитарно-гигиенических правил прогрессировала детская смертность. За стенами дома свирепствовала дизентерия, оспа, холера и туберкулез. Умирало до 85%: из 25 тыс. чел, поступивших с 1770 по 1796, выжило всего 5 тыс., то есть 1000 принесенных  до 6 лет доживало 550. Неслучайно в народе детей, отданных в Воспитательный дом, называли "ангелами смерти". По мере увеличения числа подопечных, усложнялись задачи дома. Для обучения ремеслам потребовались квалифицированные преподаватели, которых в России катастрофически не хватало. Екатерина II была недовольна деятельностью Бецкого и отправила его в отставку. В конце жизни полупарализованный И.И Бецкой отошел от руководства приютом. Отсутствие должного контроля и неразбериха в управлении породила нецелевое использование средств. В ссудной кассе процветали «непорядки и расхищения», а дела по различным махинациям могли тянуться годами. Трудности приюта не являлись уникальными. Они были характерны и для подобных благотворительных учреждений западной Европы.

Воспитательный дом под руководством Марии Федоровны

В 1797 по указу Павла I все благотворительные учреждения передавались под руководство императрицы Марии Федоровны. Это в свою очередь означало, что воспитательные дома переходят под личную защиту и покровительство императорской фамилии. С этих пор филантропия становятся традицией у правящей элиты. Благотворительные учреждения превращались из организаций, патронируемых обществом, в официальные учреждения.

Мария Федоровна в срочном порядке пытается решить основные проблемы воспитательного дома. В связи с острой нехваткой помещений она приобретает дворцы Разумовского и Бобринского на Мойке за 450 тыс. руб. Здесь в несколько раз увеличили медицинский персонал, а так же ограничили количество принимаемых детей до 500 человек. Остававшихся, главным образом здоровых, отправляли в деревни на воспитание государственным крестьянам за определенную плату. Для контроля и управления сельские местности разделили на округа, которые покрывали территорию нынешней Псковской, Новгородской, Вологодской, Ленинградской областей и Карелии. Но крестьяне плохо воспитывали приемных детей. Деньги, выделяемые воспитательным домом, использовались не по назначению. Руководство домом решило отправлять детей в особые интернаты за городом. Так, Мария Федоровна планировала построить еще 5 воспитательных домов в пригородах столицы. Но денег хватило только на интернат в Гатчине.

Урок в школе нянь Императорского воспитательного дома. Санкт-Петербург. 1913. Фото К. К. Буллы
Урок гимнастики в Сиротском институте Ведомства учреждений императрицы Марии. Санкт-Петербург. 1900-е. Фото ателье К. К. Буллы

Императрица также является основательницей библиотеки. Во многом благодаря ей была собрана уникальная коллекция рукописей, старопечатных книг и произведений французских просветителей (в частности, энциклопедия Дидро). В фондах библиотеки имеются прижизненные издания практически всех русских классиков с дарственными надписями Воспитательному дому.

Воспитательный дом стал одним из первых в Петербурге учреждений, подготавливающих специалистов со средним специальным образованием. Оно было специализированным и ориентированным на столичный рынок труда. Учитывая государственную потребность в сельских учителях и младшем медицинском персонале, при доме открывают учительскую семинарию и медицинское училище с госпиталем. Девушки получали в основном педагогическое образование. Они устраивались гувернантками, домашними наставницами, учителями в сельских школах. Из юношей готовили канцелярских служащих, фельдшеров, фармацевтов, садоводов, некоторых отправляли служить на Балтийский флот. Практически каждый способный воспитанник мог получить высшее образование в вузах Петербурга.

В 1806 году был открыт первый в России класс для глухонемых детей. Именно петербургский Воспитательный дом стал пионером и научно-практическим центром по развитию коррекционной педагогики и дефектологии. Со времени Марии Федоровны в качестве герба используется пеликан, кормящий своих детей, который в Римской мифологии обозначал любовь к детям. Официальным символом пеликан становится в 1841 году.

Мария Федоровна внесла неоценимый вклад в развитие благотворительности. Активность вдовствующей императрицы по разному оценивают историки. Имея перед глазами пример Екатерины II, Мария болезненно переживала отсутствие заметного влияния на государственные дела. После убийства Павла I её отстранили от дел. Но благотворительность была единственной сферой, где её власть и авторитет были неприкосновенны. Благодаря своим связям и статусу она смогла привлечь внимание общественности к решению социальных проблем, а система попечительства, созданная благодаря её усилиям, успешно просуществовала до 1917.

Воспитательный дом в составе Мариинского Ведомства

После смерти Марии Федоровны в 1828 году многочисленные учреждения, находящиеся под её руководством и патронажем, были подчинены IV отделению Канцелярии Его Императорского Величества. Мариинское ведомство специализировалось на управлении благотворительными, женскими и специализированными учебными заведениями. Количество организаций, находящихся на балансе ведомства, неуклонно росло. К началу ХХ века только в Москве и Петербурге находилось 339 приютов, 140 учебных заведения и 4 лечебницы.

Николай I принял воспитательный дом под свое личное покровительство, а надзор за ним поручил супруге Александре Федоровне. При Николае рушится один из главных принципов приюта – принцип доступности. Воспитательный дом стал сословно обособленным. При приеме детей необходимо было выяснить его происхождение. Дети крестьян или дети, чье происхождение было неизвестным, отправлялись за город и становились государственными крестьянами. Таким образом, в столице оставались только дети свободных сословий, а большая часть отправлялась в деревню. Для их обучения создали около 100 сельских школ, где работали выпускники из собственной учительской семинарии. К 1905 году воспитательный дом управлял 36 округами, где училось и содержалось 33 тыс. чел.

 В 1834 году в Воспитательном доме вводится раздельное образование мальчиков и девочек. Всех лиц мужского пола переводят в Гатчину, а девочки остаются в Петербурге. В 1855-1859 гг. инспектором гатчинского дома был чиновник министерства просвещения К.Д. Ушинский.

Сам дом состоял из женского и сиротского институтов. Первый предназначался для детей мещан и разночинцев. Второй был образован по указу Николая I после эпидемии холеры в Петербурге в 1830 и 1831 годах. Огромные масштабы бедствия и неспособность правительства справиться с ситуацией привели к росту сиротства, особенно среди семей чиновников и служащих. Во вновь образованное подразделение принимали только девочек в возрасте до 12 лет и давали им образование по различным специальностям. Дом так же сыграл значительную роль в профилактике эпидемиологических заболеваний в городе и окрестностях. В середине XIX века открывается отделение по изготовлению сывороток против эпидемиологических болезней, а также по разработке детского питания.

При воспитательном доме успешно функционирует вдовья и ссудная кассы. Для консолидации их ресурсов в 1841 году опекунский совет принимает решение создать а их основе сберегательную кассу. Теперь 1841 год является официальной датой основания Сберегательного банка РФ. Примечательно, что первая сберкасса открылась 1 марта 1842 года в Санкт-Петербурге по адресу Казанская ул, 7 в здании Опекунского Совета петербургского воспитательного дома.

К началу ХХ века в России появилась потребность в создании системы высшего педагогического образования. На основе женских педагогически курсов (Бестужевских курсов) и гимназии при Воспитательном доме усилиями историка С.Ф. Платонова и великого князя Константина Константиновича создается в 1911 году женский педагогический институт. Это было едва ли единственное учебное заведение царской России, которое давало женщинам высшее педагогическое образование. Таким образом, к началу XX века на базе Воспитательного дома сложилась система учреждений, охватывающая весь круг вопросов, связанных с рождением, воспитанием, начальным, средним и высшим образованием. Это была многопрофильная структура, крупнейший центр по оказанию акушерской и педиатрической помощи. В стенах воспитательного дома работали лучшие профессора, которые заложили традиции классического университетского образования

См. также

Культурное наследие
Российской Федерации, объект № 7810587000
объект № 7810587000

Примечания

  1. Аукционный Дом Гелос // Антикварный Аукцион - среда

Ссылки

  • Энциклопедия Санкт-Петербурга
  • Воспитательный дом в Санкт-Петербурге (1770—1918) на Российском общеобразовательном портале
  • Пятковский А.П. С.-Петербургский воспитательный дом под управлением И.И. Бецкого. (Историческое исследование по архивным источникам) // Русская старина, 1875. – Т. 12. – № 1. – С. 146-159; № 2. – С. 359-380; № 4. – С. 665-680; Т. 13. - № 5. – С. 177-199, № 8. – С. 532-533; Т. 14. – № 11. – С. 421-443; № 12. – С. 618-638.


Воспитательный дом (Санкт-Петербург).

© 2021–2023 progulki-po-reke-moskwa.ru, Россия, Нальчик, ул. Терская 11, +7 (8662) 65-82-84