Progulki-po-reke-moskwa.ru

прогулки на теплоходе по Москве реке

Всадник с мыса Артемисион

25-07-2023

Всадник с мыса Артемисион, 150—146 или 200 г. до н. э.
Ο Ιππέας (τζόκεϋ) του Αρτεμισίου
Бронза.
Национальный археологический музей, Афины

Т. н. «Всадник с мыса Артемисион» — бронзовый подлинник античной эллинистической греческой статуи, в натуральную величину изображающий мальчика-наездника, найденный в 1928 году[1] ныряльщиками за губками в море у мыса Артемисион (на севере острова Эвбеи) вместе со статуей Посейдона в районе кораблекрушения. Отдельные фрагменты статуи были найдены спустя ещё 8 лет в 1937 году. Одна из самых оригинальных скульптур эллинистического периода, дошедших до наших дней[2].

Содержание

Находка

Это были остатки кораблекрушения римского судна начала I в. н. э. Греческий флот начал исследовательскую операцию и извлек ряд бронзовых фрагментов, но прекратил дальнейшие работы после гибели одного из пловцов от декомпрессии. Остатки корабля находятся на глубине 40 метров и более не исследовались[3]. В 1926 году было найдено место кораблекрушения и извлечена левая рука статуи Посейдона. Все остальное было поднято в 1928 году.

Описание

Ребёнок примерно 10 лет[4] непропорционально маленького размера (высота 0.84 м) по сравнению с крупным конём, видимо, раб-жокей[5], сидит верхом без седла (охлюпкой) на коне, мчащемся в галопе. Судя по жестам, всадник держал в левой руке поводья, а в правой хлыст (не сохранились). К его голым ногам привязаны шпоры.

Возможно, что скульптуры мальчика и коня были исполнены отдельно; при реставрации высказывалось мнение, что это фрагменты двух разных скульптур, но остатки одежды мальчика на теле коня подтвердили решение, что их следует соединить. Реставрация скульптуры, находившейся в крайне плохом состоянии была закончена в 1972 году, и с тех пор она выставлена в афинском музее; до этого времени статуя была почти неизвестна публике[6], и мальчик экспонировался отдельно от лошади.

Статуя является одним из немногих греческих изображений скаковых лошадей в скульптуре (наряду с Дельфийским возничим) и, вероятно, являлась посвятительным даром, пожертвованным каким-то богатым человеком в честь победы на бегах. Изучение физиогномики мальчика позволяет предположить, что он, возможно, был эфиопом[7].

Исследователи восхищаются необыкновенным натурализмом этой работы: «она напоминает бронзовые скульптуры времен Родена». Из-за обилия и расположения деталей аналогичная статуя не могла бы быть выполнена из мрамора, что доказывает, что греческие мастера по бронзе полностью отдалились от форм выражения, принятых у камнерезов[8].

В культуре

См. также

Примечания

  1. The Horse and Jockey from Artemision: Seán Hemingway
  2. Strolling through Athens: fourteen unforgettable walks through Europe’s
  3. Robert F. Marx. The history of underwater exploration
  4. Mark Golden. Greek Sport and Social Status
  5. Simon Hornblower, Catherine Morgan. Pindar’s poetry, patrons, and festivals: from archaic Greece to the Roman Empire
  6. Carol C. Mattusch. Greek bronze statuary: from the beginnings through the fifth century B.C.
  7. Klassische Griechische Kunst: Der Reiter von Artemision
  8. The Chisel in Greek Sculpture

Литература

  • Seán Hemingway, The Horse and Jockey from Artemision: A Bronze Equestrian Monument of the Hellenistic Period. Berkeley: University of California Press, 2004.

Всадник с мыса Артемисион.

© 2021–2023 progulki-po-reke-moskwa.ru, Россия, Нальчик, ул. Терская 11, +7 (8662) 65-82-84