Progulki-po-reke-moskwa.ru

прогулки на теплоходе по Москве реке

Григорий (Чуков)

22-07-2023

Перейти к: навигация, поиск
Митрополит Григорий
Митрополит Ленинградский и Новгородский
7 сентября 1945 — 5 ноября 1955
Церковь: Русская православная церковь
Предшественник: Алексий (Симанский)
Преемник: Елевферий (Воронцов)
Архиепископ Псковский и Порховский
26 мая 1944 — 7 сентября 1945
Предшественник: Николай (Ярушевич) (в/у)
Преемник: Иустин (Мальцев)
Архиепископ Саратовский и Сталинградский
до 15 октября 1942 — епископ
14 октября 1942 — 15 мая 1944
Предшественник: Андрей (Комаров)
Преемник: Паисий (Образцов)
 
Имя при рождении: Николай Кириллович Чуков
Рождение: 1 (13) февраля 1870(1870-02-13)
Петрозаводск, Олонецкая губерния, Российская империя
Смерть: 5 ноября 1955(1955-11-05) (85 лет)
Москва, СССР
Похоронен: в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге
Принятие монашества: 13 октября 1942
Епископская хиротония: 14 октября 1942

Митрополи́т Григо́рий (в миру Никола́й Кири́ллович Чу́ков; 1 февраля 1870, Петрозаводск — 5 ноября 1955, Москва) — епископ Русской Церкви; с 7 сентября 1945 митрополит Ленинградский и Новгородский, постоянный член Священного Синода.

Семья и образование

Родился в семье крестьянина Кирилла Абрамовича Чукова, в конце 1860-х годов поселившегося в Петрозаводске, державшего собственную гостиницу и «переписавшегося» в мещане (скончался в 1889 году).

В 1876 году был отдан в частную школу О. В. Воскресенской, где обучалось около 20 мальчиков и девочек. Учился в олонецкой гимназии (1878—1884). В начале 1880-х стал прислуживать в алтаре кафедрального собора Петрозаводска. Большое влияние на него оказал прибывший 10 марта 1882 года вновь назначенный епархиальный архиерей Павел (Доброхотов), и в итоге он избрал путь церковного служения.

В августе 1884 года перешёл из 6 класса гимназии во 2-й класс Олонецкой духовной семинарии, которую окончил в июне 1889 года и был определён на должность надзирателя за учениками и эконома при общежитии Петрозаводского духовного училища, где проработал до 2 сентября 1891 года. В конце лета того же года поступил и в 1895 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Магистр богословия (защитил диссертацию в 1926, утверждён в степени в 1927, тема диссертации: «Мессианские представления иудеев по Таргуму Ионафана, сына Узиелова»). Доктор богословия (1949).

Деятельность в Олонии

После окончания семинарии был вынужден отложить поступление в академию из-за тяжёлого материального положения семьи. В 1889—1891 — надзиратель и эконом Петрозаводского духовного училища. С сентября 1895 — наблюдатель церковно-приходских школ и школ грамоты Олонецкой епархии. Вступил в должность, когда школьное дело в епархии находилось в упадке. В результате его деятельности в течение пятнадцати лет количество школ, а следовательно и учащихся увеличилось в два раза, в два с половиной раза увеличился контингент учителей, а средства на содержание школ в шесть раз. В епархии были открыты 308 библиотек с общим количеством книг более 55000 томов. Для взрослого населения при школах были введены воскресные чтения.

С апреля 1897, одновременно, священник кафедрального собора Петрозаводска. С мая 1907 — протоиерей. О. Николай Чуков принимал активное участие в различных общественных благотворительных и просветительных организациях, участвовал в деятельности Православного Карельского братства, в 1909—1917 был председателем его Олонецкого совета. Был близок к русским националистам, выступавшим за сдерживание финского влияния на православных карел. В течение 17 лет представлял духовенство в олонецком губернском земстве, дважды избирался кандидатом в члены Государственного совета от белого духовенства. С 1906 — член, с 1910 — председатель совета Олонецкого епархиального женского училища.

С 3 февраля 1911 по 1918 — ректор Олонецкой духовной семинарии. Ревизор Учебного комитета при Св. Синоде П. Ф. Полянский (позднее — митрополит Петр (Полянский)) писал в 1915 о деятельности о. Николая Чукова: «Нынешний ректор, будучи начальником солидным, авторитетным и заботливым, сумел и на воспитанников повлиять благотворно, вселив в них любовь к благолепию церковной службы».

Был известен своими широкими взглядами — так, любил бывать в театре, и, занимая одно из самых видных мест в первых рядах партера, давал понять, что не видит в этом ничего предосудительного.

Выступал в печати за сохранение религиозного образования в государственной школе; 24 июня того же года Олонецким Общим епархиальным съездом духовенства и мирян был избран председателем Олонецкого епархиального училищного совета, а также представителем от духовенства на Губернское Земское собрание[1].

В 1918 году дважды арестовывался в Петрозаводске, после второго ареста был выслан из Олонецкой губернии, переехал в Петроград.

Деятельность в Петрограде

Настоятель Казанского кафедрального собора, ректор Богословского института прот. Николай Чуков

В 19191920 годы — настоятель Петропавловской церкви Петроградского университета. С декабря 1920 — настоятель Казанского собора. В 1920 был избран ректором Петроградского богословского института, преподавал в институте христианскую педагогику с дидактикой Закона Божия. Являлся товарищем председателя правления Общества православных приходов Петрограда и его губернии.

30 мая 1922 года был арестован по делу «о сопротивлении изъятию церковных ценностей». 5 июля 1922 был приговорён к высшей мере наказания на «процессе митрополита Вениамина». 3 августа 1922 расстрел был заменён ему и ещё нескольким приговорённым пятью годами тюрьмы со строгой изоляцией. Был освобождён 30 ноября 1923.

С 29 марта 1924 по март 1935 года — настоятель Николо-Богоявленского собора. В 1924—1928 возглавлял районные богословские курсы, с 1925 — Высшие богословские курсы. В трудные годы гонений на церковь стремился сохранить традицию качественного духовного образования.

Был сторонником «примирительной» политики по отношению к обновленческому движению (в том числе соглашался на значительные уступки обновленцам, возможность которых была отклонена священноначалием), однако всегда оставался в юрисдикции Патриаршей церкви. По словам профессора-протоиерея Георгия Митрофанова, «безусловно, он не демонизировал обновленчество, он видел в обновленцах людей, достойных уважения. Сам не будучи обновленцем, сотрудничал с ними в сфере духовного просвещения. Безусловно, ему были созвучны некоторые их идеи в плане преобразования богослужения».

Остался верен Заместителю Патриаршего митрополита Сергию (Страгородскому), с которым был близко знаком ещё в годы его служения на Финляндской кафедре, после издания им декларации от 1927 года.

Одновременно с церковной службой, с 1918 по 1922 состоял научным сотрудником Комиссии по исследованию естественных производительных сил России при Академии Наук, а с 1926 — членом Комиссии по изучению Карельско-Мурманского края при Русском географическом обществе.

11 июня 1930 года был арестован по делу организации «Всенародный союз борьбы за возрождение свободной России» («Дело академика Платонова»), 14 марта 1931 освобождён из Дома предварительного заключения «за недоказанностью обвинения».

Саратовская ссылка

В марте 1935 был выслан из Ленинграда в Саратов, где недолго служил в церкви, но по большей части занимался литературными трудами. Овдовел, во время ленинградской блокады потерял троих детей. В декабре 1941 года Патриарший местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский), находившийся в эвакуации в Ульяновске, предложил ему стать епископом.

Архиерей

епископ Саратовский Григорий (Чуков), архиепископ Уфимский Стефан (Проценко), Патриарший Местоблюститель митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский), архиепископ Куйбышевский Алексий (Палицын), архиепископ Рязанский Алексий (Сергеев). Ульяновск. 14 октября 1942 г.

22 сентября 1942 года определением Патриаршего Местоблюстителя, главы православной Церкви в СССР Сергия, митрополита Московского и Коломенского, протоиерей Николай Чуков был назначен на Ульяновскую кафедру: «Слушали. Предложение Патриаршего Местоблюстителя о том, что „на вакантную Ульяновскую кафедру в качестве кандидата мог бы быть указан проживающий в Саратове на покое протоиерей Николай Кириллович Чуков, 72 лет, магистр богословия, бывший ректор Богословского института в Ленинграде и настоятель Казанского ленинградского собора, известный лично мне по своей усердной работе в православном Карельском братстве, как епархиальный наблюдатель и потом ректор Духовной семинарии в Олонецкой епархии“».

Однако по получении сообщения от архиепископа Андрея о начале служения в Свято-Троицком соборе митрополит Сергий переменил своё решение и вручил о. Николаю по приезде его в Ульяновск 12 октября указ № 587 от 11 окт. 1942 г. о назначении епископом Саратовским, вместо номинально имевшего титул Саратовского архиепископа Андрея, пребывавшего в Куйбышеве и уже перемещенного в Казань, по причине закрытия всех храмов Саратова.

13 октября 1942 года во временном Патриаршем Казанском соборе на ул. Водников архиепископом Куйбышевским Алексием (Палицыным) был пострижен в монашество с именем Григорий в честь священномученика Григория, просветителя Армении.

14 октября 1942 года там же был хиротнисан во епископа Саратовского. Хиротонию совершили: Патриарший Местоблюститель митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский), архиепископ Уфимский Стефан (Проценко), архиепископ Куйбышевский Алексий (Палицын), архиепископ Рязанский Алексий (Сергеев).

15 октября епископ Григорий был возведён в сан архиепископа согласно указу № 594 от 15 октября 1942 года «во внимание к свыше 45-летнему служению в священном сане и в должности епархиального наблюдателя церковно-приходских школ, ректора Духовной семинарии и, наконец, ректора Богословского института в Ленинграде, магистра богословия».

С 8 июля 1943 года — архиепископ Саратовский и Сталинградский.

В 1942—1943 годы, одновременно, временно управлял Астраханской епархией, некоторое время окормлял приходы Тамбовской епархии.

Участник Архиерейского собора 1943 года и Поместного собора 1945 года.

С 26 мая 1944 года — архиепископ Псковский и Порховский, временно управляющий Ленинградской и Новгородской епархиями, с 28 июля 1944 года — также Олонецкой епархией.

С 7 сентября 1945 года — митрополит Ленинградский и Новгородский; кроме того, временно управлял Псковской (1945—1949 и вторично 1949—1954) и Олонецкой епархиями (1944—1947 и вторично 1949—1954). С 1945 также управлял русскими общинами и монастырями в Финляндии.

В 1946 году управлял также Эстонской епархией.

В 1954 году был освобождён от управления Псковской епархией и приходами и монастырями в Финляндии.

Председатель Учебного комитета

В 1943 году по поручению митрополита Сергия (Страгородского) подготовил проект воссоздания духовного среднего и высшего образования. Председатель Учебного Комитета при Священном Синоде с его возрождения в апреле 1946 до кончины. Был инициатором и главной движущей силой восстановления деятельности Ленинградских духовных школ. Патриарх Алексий II (сам учившийся в этих школах в бытность митрополита Григория правящим архиереем) в 2005 вспоминал о его деятельности: «В возрожденные духовные Академию и Семинарию в послевоенные годы он сумел привлечь кандидатов и магистров богословия дореволюционной духовной школы, которых знал и с которыми работал на ниве богословского образования и тем обеспечил преемство богословского образования в Русской Православной Церкви. Разработанная им система богословского образования выдержала испытание временем и позволила подготовить большое количество священно- и церковнослужителей».

Церковный дипломат

Неоднократно возглавлял церковные делегации, посещавших зарубежные страны. В апреле 1945 года посетил Болгарию, где занимался вопросами возобновления общения с Болгарской православной церковью по снятии ранее в том же году схизмы.

В октябре того же года посетил Финляндию для переговоров с архиепископом Карельским Германом (Аавом) (Православная церковь Финляндии), пытаясь (в конечном итоге, безуспешно[2]) вернуть ушедшие в Константинопольский патриархат финские православные приходы в юрисдикцию Московской Патриархии.

В августе 1946 года возглавил делегацию РПЦ, направленную в Париж в связи с кончиной 8 августа митрополита Евлогия (Георгиевского), за год до того присоединившегося к Московскому Патриархату вопреки желанию большинства своей паствы и клира; возглавил его отпевание. Попытка закрепить Западноевропейский экзархат в юрисдикции МП закончилась полным провалом.

В конце 1946 возглавлял делегацию РПЦ, совершившую поездку на Ближний Восток, встречался с Александрийским, Антиохийским и Иерусалимским патриархами.

В 1947 году сопровождал Патриарха Алексия I во время его визита в Румынию. С 18 июля до конца ноября 1947 года находился в США как полномочный представитель Патриарха для обсуждения с митрополитом Феофилом (Пашковским) «условий воссоединения возглавляемой им ориентации»[3] (Северо-Американской митрополии) с РПЦ, но не сумел добиться личной с ним встречи и отверг предложенный ему митрополией Проект автономии Русской Православной Церкви в Северной Америке и Канаде.[4]

Церковно-дипломатическая деятельность митрополита Григория была связана как с выстраиванием позитивных[источник не указан 1116 дней] отношений РПЦ с православными церквами, так и с укреплением её позиций на международной арене, что соответствовало и политическим интересам руководства СССР. По словам профессора О. Ю. Васильевой, «в 1945—1946 гг. он выполнял в некотором смысле роль чрезвычайного посла нашей страны на Ближнем Востоке. С его помощью решился ряд важных вопросов, хотя, по его признанию, эту деятельность он не очень любил». По её же мнению, «то, что в 1946—1947 митрополит Григорий отправляется на Ближний Восток, было неслучайно. К этому времени США простирали свои влияние на Грецию и Турцию. И нам было небезразлично, что происходит в этом регионе»[5].

В 1950 года вновь посетил Сирию, где встречался с Антиохийским патриархом, а в 1953 году участвовал в интронизации первого патриарха Болгарской православной церкви Кирилла. В октябре 1955 год вновь был командирован во главе церковной делегации в Румынию. Программа визита предусматривала поездку по горным монастырям, после которой 85-летний митрополит «чувствовал себя нездоровым»[6].

Смерть и погребение

Скончался 5 ноября 1955 года «от кровоизлияния в мозг»[7] в Москве, в здании Патриархии, после возвращения из Румынии, где он участвовал в торжествах по случаю канонизации святых Румынской Церкви[8]. Тело было самолётом доставлено в Ленинград 8 ноября того же года. Погребение 11 ноября в Николо-Богоявленском соборе возглавил митрополит Минский и Белорусский Питирим (Свиридов)[9].

Был похоронен в домовой церкви Александра Невского Духовского корпуса Александро-Невской лавры; 25 августа 1961 года, по требованию властей, его прах был перенесён из закрытой домовой церкви в подклёт Троицкого собора Лавры, одновременно были перенесены останки погребённого там же его преемника на кафедре митрополита Елевферия (Воронцова) († 1959)[10].

Награды

Оценки

В мае 1957 года на совещании в Совете по делам РПЦ отмечалось, что умерший полтора года назад митрополит Ленинградский Григорий «не терпел никаких советов уполномоченного и если узнавал про отдельные советы, рекомендованные уполномоченным, то, как правило, делал всё наоборот. Преследовал духовенство, которое периодически посещало уполномоченного»[11].

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров) в 2005 году на заседании, посвящённом 50-летию кончины митрополита Григория, высказался за его причисление к лику святых[12].

Историк и протоиерей Георгий Митрофанов тогда же говорил, в частности:

<…> Возьмём эту его уже упоминавшуюся внешнеполитическую деятельность. Она ему удавалась, да. Но именно потому, что она ему удавалась, то оказывалась подчас нравственно невыносимой. Ведь что собой представляла эта внешнеполитическая деятельность? Это была дань, которую должна была платить наша церковная иерархия богоборческому режиму. И что мог чувствовать этот человек, выехав, например, в 1947 году на похороны митрополита Евлогия (Георгиевского) и многократно говоривший за границей о том, насколько хорошо положение Церкви в Советском Союзе. Он ведь прекрасно понимал, что выступает в качестве сирены, заманивавшей многих русских эмигрантов в ссылки и лагеря, что потом со многими и происходило. <…> он сознательно пошёл на те компромиссы, которых долгое время старался избегать, шёл на них безусловно из желания сохранить Церковь в тех условиях, в которых она оказалась благодаря богоборческой власти и политике митрополита Сергия, прошёл этот путь, но для него существовало понятие предела.

Труды

  • Начало христианства в Олонецком крае. Петрозаводск, 1893.
  • Руководство по Закону Божию для школ с карельским населением. Выборг, 1908.
  • Исторический очерк развития церковных школ в Олонецкой епархии за 25 лет (1884—1909 г.). Петрозаводск, 1910.
  • Очерк деятельности Православного Карельского братства в Олонецкой губернии. Петрозаводск, 1910.

Мемуарист, в 19321939 написал свои воспоминания о деятельности как до, так и после 1917. Кроме того, в саратовский период своей жизни подготовил несколько рукописных сборников проповедей, слов и речей, а также апологетических бесед об основных истинах христианства. Также собрал два тома материалов, относящихся к истории Русской православной церкви.

Его статьи до 1918 публиковались в «Олонецких епархиальных ведомостях» (редактором которых он некоторое время был), а с 1943 — в «Журнале Московской Патриархии».

Примечания

  1. «Олонецкія Епархіальныя Вѣдомости». 1 октября 1917, № 21, Отдѣлъ Оффиціальный, стр. 186—187.
  2. Герман // Православная энциклопедия. Том XI. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2006. — С. 237-239. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-017-Х
  3. «ЖМП». 1948, № 1, стр. 13.
  4. Послание Высокопреосвященнейшего Григория, Митрополита Ленинградского и Новгородского, посла Московской Патриархии. // «ЖМП». 1948, № 1, стр. 23.
  5. Русская линия / Библиотека периодической печати / Исповедник или князь Церкви?
  6. Делегация Русской Православной Церкви. Церковные торжества в Румынии // ЖМП. 1956, № 1. С. 66
  7. ЖМП. 1955, № 12, стр. 13 (некролог).
  8. Русская Православная Церковь XX век 5 ноября
  9. ЖМП. 1955, № 12, стр. 19.
  10. Насильственное перезахоронение митрополитов. // Шкаровский М. На земле была одна столица…. СПб, 2009, стр. 235.
  11. [1]
  12. Вопрос о канонизации

Литература

  • ЖМП. 1955, № 12, стр. 13—20.
  • Сорокин, Владимир, профессор-протоиерей. Исповедник. Церковно-просветительская деятельность митрополита Григория (Чукова). СПб, 2005.
  • Александрова-Чукова Л. К. Митрополит Григорий (Чуков): служение и труды. К 50-летию преставления // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. Вып. 34. 2006. С. 17-131.
  • Григорий // Православная энциклопедия. Том XII. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2006. — С. 592-598. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-017-Х

Ссылки

  • Александрова-Чукова Л. К. Митрополит Григорий (Чуков): вехи служения церкви Божией. Часть I. К 140-летию со дня рождения.
  • Исповедник или князь Церкви?
  • Биография на научно — богословском портале Богослов. РУ
  • Библиография автора на научно -богословском портале Богослов. РУ
  • Публикации об авторе на научно — богословском портале Богослов. РУ
  • Исповедник или князь Церкви? // «Русская линия»
  • Митрополит Григорий (Чуков): вехи служения Церкви Божией. Часть 7. «Послание всем верным чадам Русской Православной Церкви в Северной Америке и Канаде» от 21 сентября 1947 г. и материалы дневника
Предшественник:
Алексий (Симанский)
Митрополит Ленинградский и Новгородский
7 сентября 19455 ноября 1955
Преемник:
Елевферий (Воронцов)

Григорий (Чуков).

© 2021–2023 progulki-po-reke-moskwa.ru, Россия, Нальчик, ул. Терская 11, +7 (8662) 65-82-84