02-05-2023
Духовное управление мусульман Казахстана | |
каз. Қазақстан мұсылмандары діни басқармасы | |
Другие названия: |
ДУМК |
---|---|
Основание: | |
Основатель: | |
Страны: | |
Верховный муфтий Казахстана: |
Ержан Маямеров (с 19 февраля 2013) |
Заместители: |
Серикбай Ораз, |
Главный храм: |
мечеть Хазрет Султан |
Отделилась от: | |
Отделы: |
см. «Отделы» |
Высшие учебные заведения: |
Исламский университет Нур |
Идеология: | |
Правовая школа: | |
Вероубеждение: | |
Издания: |
газета «Ислам және Өркениет», журнал «Иман айнасы» |
Официальный сайт: |
http://muftyat.kz |
Духо́вное управле́ние мусульма́н Казахста́на (каз. Қазақстан мұсылмандары діни басқармасы) или ДУМК (каз. ҚМДБ) — казахстанское республиканское религиозное объединение мусульман, частично аффилированное с государством.
После создания Духовного управления Средней Азии и Казахстана (САДУМ), в Казахстане, как и в других республиках, был создан свой казият, а первым казием Казахстана, уполномоченным САДУМ и имамом Алма-Аты стал Абд аль-Гаффар Шамсутдинов (1884—1953). В 1952 году по ходатайству первого казия новым казием Казахстана был назначен Садуакас Гылмани. С 1972 по 1979 годы казием был Жахия Бейсенбайулы, который получил образование в медресе Мири Араб и факультете шариата Дамасского университета в Сирии[1]. Последнием казием Казахстана был Ратбек-хаджи Нысанбаев, который затем стал «Верховным муфтием Казахстана»[2].
В 1990 году казият Казахстана был выведен из состава ДУМ Средней Азии и Казахстана и был основан независимый «Муфтият мусульман Казахстана», который затем был переименован в «Духовное управление мусульман Казахстана» и стал первым среди духовных управлений мусульман среднеазиатских республик, отделившихся от САДУМ[2]. Датой основания ДУМК считается первый курултай мусульман Казахстана 12 января 1990 года. Первым руководителем новоиспеченной организации и «Верховным муфтием Казахстана» стал Ратбек Нысанбаев.
В ходе III курултая ДУМК в 2000 году Ратбек Нысанбаев был смещён с должности, а следующим руководителем ДУМ Казахстана стал Абсаттар-хаджи Дербисали[3].
В 2011 году начал свою работу фонд «Закят» (каз. Зекет) для сбора закята и средств благотворителей для помощи нуждающимся[4]. За два года деятельности в фонд поступило 52 682 143 тенге, которые были пожертвованы предпринимателями и частными лицами. Средства из фонда «Закят», помимо основных целей, тратятся на заработную плату имамов сельских мечетей, коммунальные услуги и ремонт мечетей. С 1 января 2013 года 144 имамам выплачивается зарплата в размере 20 тыс. тенге[5][6].
19 июня 2012 года ДУМК было перерегистрировано как «Республиканское религиозное объединение „Духовное управление мусульман Казахстана“».
19 февраля 2013 года во время внеочередного VII курултая новым муфтием был избран Ержан Маямеров[7].
В апреле 2014 года был презентован «национальный, духовно-просветительский портал» Islam.kz, который доступен на двух языках и, по словам Кайрата Жолдыбайулы, является ресурсом «для каждого, кто в душе считает себя казахом и мусульманином»[8].
По словам Верховного муфтия Ержана Маямерова, ДУМК исповедует традиционные для мусульман Казахстана ценности, является суннитским, в правовых вопросах следует ханафитскому мазхабу, а в вопросах вероубеждения — матуридизму[9].
Главная цель Духовного управления мусульман Казахстана — укрепить веру народа, внести свой вклад в сохранение стабильности в обществе, межнационального и межконфессионального согласия, призывать людей к добру, единству, верному служению своему Отечеству[10].
На сайте Центральной мечети Алма-Аты «Азан.kz» 1 декабря 2014 года была опубликована статья «Ханафит и Матуридит — одно и то же» некоего Абу Али аль-Ашари, в которой утверждалось, что представитель ханафитского мазхаба не может придерживаться нематуридитской идеологии[11]. В совей статье «Әбу Мансур әл-Матуриди кім?» («Кто такой Абу Мансур аль-Матуриди?») на официальном сайте ДУМК преподаватель исламоведения исламского университета «Нур» Аскар Акимханов (каз. Асқар Әкімханов) написал, что самаркандский богослов Абу Мансур аль-Матуриди «является одним из основателей суннитской теологии» и «сохранил суннитскую веру в чистом виде для последующих поколений», стал достойным звания «наследника пророка (Мухаммеда)»[12].
Имам мечети «Шейх Кунта-хаджи» Яхия Исмаилов в одной из своих статей написал, что ханафитская правовая школа является «ведущим мазхабом», а основатели других школ (аш-Шафии, Малик ибн Анас, Ахмад ибн Ханбаль) «опирались на труды Абу Ханифы». По словам Исмаилова, мазхаб Абу Ханифы является «лучшим», а остальные — «правильными»; ханафитский мазхаб «мягче» по сравнению с остальными школами и «ближе к природе народа, его традициям», «отличается лёгкостью и демократичностью»[13].
По данным норвежской правозащитной организации Форум 18, Агентство по делам религий Казахстана отказывает в официальной регистрации тем мечетям, которые не подконтрольны «Духовному управлению мусульман Казахстана». По словам этой организации, прихожанам петропавловской татаро-башкирской мечети «Динмухаммед» поступили угрозы о том, что если мечеть не подчинится ДУМК, то будет закрыта и превращена в общественное место[14]. Такая же ситуация возникла с мечетью Нурдаулет в Актобе, которая управляется религиозным объединением «Мечеть „Нурдаулет“»[15].
Мы были филиалом духовного управления три года. Потом стали независимыми от него, законом это разрешено. Но чиновники настаивают, чтобы мы стали именно филиалом духовного управления. Они нам так и пишут: станете филиалом духовного управления — появится возможность перерегистрации.
— Омирсерик Оразалин, представитель мечети «Нурдаулет»[15]
По словам мусульман Казахстана, которые придерживаются «нетрадиционной» с точки зрения ДУМ Казахстана идеологии, служители мечетей занимаются пропагандой лишь ханафитского мазхаба, а последователи иных течений преследуются по закону и подвергаются враждебному отношению со стороны ханафитов. Согласно отчётам организации Форум 18, религиозная литература в Казахстане подвергается цензуре, а телевизионная пропаганда используется для разжигания религиозной нетерпимости. Представители зарегистрированных и незарегистрированных течений подвергаются штрафам и шантажу со стороны следственных органов[16].
Основная деятельность по борьбе с «нетрадиционными течениями» ДУМК направлена против салафитов (ваххабитов). По словам пресс-секретаря ДУМ Казахстана Онгара Омирбека, «(салафия) — это одно из течений, деятельность которого необходимо запретить». Он также сообщил, что Духовным управлением было инициировано внесение поправок в закон «О религии», чтобы запретить все исламские течения в Казахстане, кроме ханафитского мазхаба[17]. Преследованию со стороны ДУМК также подверглись представители суфийской общины Исматуллы Максума (т. н. зикриты)[18]. Кроме этого, были выпущены «фетвы» против различных деструктивных сект и течений вроде Хизб ут-Тахрир аль-Ислами[19] и джамаата «ат-Такфир ва-ль-Хиджра» (такфириты)[20].
В одной из своих публикаций имам астанинской мечети «Шейх Кунта-хаджи» Яхия Исмаилов заявил, что салафиты появились лишь в середине XX века, отделившись от течения ваххабитов, а арабские, индийские и пакистанские улемы называют их «ломазхабия» и «гайри мукаллид»[13].
В декабре 2014 года ДУМ Казахстана выпустило на своём официальном сайте заявление, касающееся ситуации в Сирии и Ираке и «Исламского государства», в котором призвало к мирному урегулированию ситуации и назвало вмешательство во внутренние дела других стран и участие в политических войнах «противоречащим убеждениям суннитов»[21]. Кроме того, в своём заялении ДУМК отметило, что представители ИГИЛ «хотят разрушить Каабу», хотя представители группировки таких намерений не озвучивали.
В своей фетве от 11 декабря 2013 года Духовное управление мусульман Казахстана провозгласило гомосексуализм и лесбиянство запрещённым (харам) действием. В фетве отмечалось, что в маликитском, шафиитском и ханбалитском мазхабах наказанием за гомосексуализм является смертная казнь, а в ханафитской правовой школе совершившие это действие подвергаются порицанию и административному наказанию. Смертная казнь осуществляется при исключительных обстоятельствах[22].
При ДУМ Казахстана сформирована информационно-пропагандистская группа из 30 теологов из различных регионов Казахстана, которая занимается религиозно-просветительской деятельностью. На декабрь 2013 года эа группа побывала в 62 городах, 122 районах, 33 населённых пунктах и 1456 аулах, где посетила около 200 высших и средне-специальных учебных заведений и 1654 школы[23].
Отделы Духовного управления мусульман Казахстана (последнее обновление данных: 6 сентября 2014 года)[24]:
В 1991 году, когда Казахстан получил независимость, в республике насчитывалось всего 68 мечетей. В начале 2000-х годов их численность достигла 1652, а на 1 января 2011 года в Казахстане было 2756 мечетей. 19 июня 2012 года было зарегистрировано республиканское религиозное объединение «Духовное управление мусульман Казахстана» и 2228 мечетей были подвергнуты процедуре перерегистрации в качестве филиалов этого объединения[25][26].
Региональные имамы ДУМК (последнее обновление данных: 6 сентября 2014 года)[27]:
|
|
Множество казахстанских имамов получают духовное образование в университете Аль-Азхар в Египте и Академии Дагуа в Пакистане. Каждый год 25 имамов проходят курсы повышения квалификации в учебных заведениях Турции[28].
Список учебных заведений ДУМК:
ДУМК отмечаются следующие даты[29]:
|
ДУМК.