15-10-2023
Производитель: | Chrysler Corporation (1992—1998) DaimlerChrysler (1998—2006) Chrysler LLC (с 2008) |
Годы пр-ва: | 1989—настоящее время |
Сборка: | США New Mack Assembly Conner Avenue Assembly |
Класс: | Суперкар |
Иные обозначения: | SRT Viper |
Тип(ы) кузова: | 2‑дв. купе (2‑мест.) 2‑дв. родстер (2‑мест.) |
Компоновка: | переднемоторная, заднеприводная |
Колёсная формула: | 4×2 |
Похожие модели: | Chevrolet Corvette |
Сегмент: | S-сегмент |
Dodge Viper (рус. Додж Вайпер) — спортивный автомобиль компании Dodge (подразделение Chrysler Corporation). Производство двухместного автомобиля началось в 1992 году на заводе New Mack Assembly. В октябре 1995 года производство было перенесено на завод Conner Avenue Assembly, где и продолжалось до последнего времени. Автомобиль, а также его многочисленные модификации, часто можно увидеть в различных ТВ шоу, видео играх, фильмах и музыкальных клипах. С 2012 года автомобиль на правах флагмана полностью перешел в отделение Chrysler Group LLC — SRT, фактически сразу же ставшим самостоятельным брендом.
Содержание |
Dodge Viper был задуман как продолжение традиций классических американских спортивных автомобилей. Легендарная AC Cobra была источником вдохновения: с мощным двигателем, минималистским дизайном, агрессивного стиля.
Dodge Viper родился в конце 1988 года в дизайнерской студии Chrysler. В феврале следующего года президент Chrysler Боб Лутц предложил Тому Гейлу из Chrysler Design рассмотреть возможность создания современной "Кобры". Первая модель была представлена Лутцем уже несколько месяцев спустя. В металле автомобиль появился в качестве концепткара на североамериканском международном автошоу «North American International Auto Show» в 1989 году. Этот концепткар был первоначально назван Copperhead (название гремучих змей в США) из-за его характерного внешнего вида. Название в впоследствии было изменено на Viper, но все двигатели для Viper с тех пор известны как «Copperhead». Общественность встретила концепткар с энтузиазмом и главный инженер Roy Sjeoberg выбрал 85 инженеров в «команду Вайпер». Группа обратилась в подразделение Chrysler — Lamborghini с просьбой предоставить несколько прототипов алюминиевых блоков цилиндров на основе двигателя V10 от пикапов Dodge. Кузов был завершен осенью, а шасси прототипа в декабре. Хотя в тестах использовался двигатель V8, двигатель V10 был готов в феврале 1990 года.
Официальное одобрение от председателя Chrysler Ли Якокка получено было в мае 1990 года. Один год спустя Кэрролл Шелби пилотировал экспериментальную версию автомобиля в гонке «500 миль Индианаполиса». Начиная с января 1992 года начались поставки автомобиля дилерам.
Производитель: | Dodge |
Годы пр-ва: | 1989—1995 |
8,0 л V10 | |
---|---|
Производитель: | Dodge |
Марка: | 8,0 л V10 |
Тип: | бензиновый |
Объём: | 7 997 см3 |
Максимальная мощность: | 400 л.с., при 4600 об/мин |
Максимальный крутящий момент: | 630 Н·м, при 3600 об/мин |
Конфигурация: | V10 |
Цилиндров: | 10 |
Клапанов: | 20 |
Макс. скорость: | 290 км/час |
Разгон до 100 км/ч: | 4,6 с |
Расход топлива при смешанном цикле: | 23,5 л/100 км |
Диаметр цилиндра: | 101,6 мм |
Ход поршня: | 98,5 мм |
Cтепень сжатия: | 9,1 |
Система питания: | распределённый впрыск |
Охлаждение: | жидкостное |
Клапанной механизм: | OHV |
Материал блока цилиндров: | алюминий |
Материал ГБЦ (англ.)русск.: | алюминий |
Тактность (число тактов): | 4 |
Viper RT/10 | |
---|---|
Колёсная база: | 2444 мм |
Длина: | 4448 мм |
Ширина: | 1923 мм |
Высота: | 1118 мм |
Колея передняя: | 1514 мм |
Колея задняя: | 1538 мм |
Клиренс: | 130 мм |
Масса: | 1486 кг |
Объём бака: | 83 л |
Дизайнер: | Том Гейл (Tom Gale) |
Двигатель основан на базе двигателя Magnum V10 из серии Chrysler LA. В исходном виде двигатель пикапа был слишком тяжёлым для спортивного автомобиля, и Lamborghini, в то время принадлежащая корпорации Chrysler, заменила чугунный блок V10 на блок из алюминиевого сплава. Chrysler из-за сомнений в реализации потенциала Viper и снижения издержек производства отказался устанавливать головки с четырьмя клапанами на цилиндр.
Двигатель весил 323 кг и развивал мощность 400 л.с. (300 кВт) при 4600 об/мин и максимальный крутящий момент 630 Н·м при 3600 об/мин. Система питания — многоточечный впрыск топлива с электронным управлением, система смазки - с «сухим» картером, система снижения токсичности — с двумя каталитическими нейтрализаторами на металлической основе (что сделало их более компактными, чем с керамической сердцевиной). Элементы выпускной системы выполнены из номекса — композитного материала, используемого в космической технике.
Кузов с каркасом из стальных труб с панелями из стекловолокна. Выхлопные трубы выведены в пороги, что добавляют машине экзотичности. Трансмиссия: сухое однодисковое сцепление, механическая шестиступенчатая коробка передач T-56 фирмы Borg-Warner, привод — на задние колёса. Подвеска всех колёс независимая, на двойных поперечных рычагах и пружинах, со стабилизаторами поперечной устойчивости впереди и сзади. Рулевое управление — реечное, с гидроусилителем, число оборотов руля от упора до упора — 2,4. Тормоза — дисковые у всех колёс, привод гидравлический двухконтурный, с усилителем.
Dodge Viper первого поколения имел снаряженную массу 1486 кг, но не имел ни системы контроля тяги, ни антиблокировочной системы тормозов. Несмотря на свою массу, он проходил четверть мили за 12,6 секунды и имел максимальную скорость более 290 км/ч. Шины Michelin-XGTZ, размер передних — 275/40ZR17, задних — 335/35ZR17.
Салон автомобиля был спартанским, но имел надувные подушки в сиденьях для поддержки поясничного отдела спины. Наряду с отсутствием внешних дверных ручек, автомобиль не имел боковых окон и крыши. Хотя имелась мягкая съёмная крыша, но она предназначена в первую очередь для наружного хранения транспортного средства. Все эти решения были предназначены для снижения веса. Аккумуляторная батарея находится в опломбированном отделении над задним колесом.
Производитель: | Dodge |
Годы пр-ва: | 1996—2002 |
8,0 л V10 | |
---|---|
Производитель: | Dodge |
Марка: | 8,0 л V10 |
Тип: | бензиновый |
Объём: | 7 994 см3 |
Максимальная мощность: | 450 л.с. |
Максимальный крутящий момент: | 664 Н·м |
Конфигурация: | V10 |
Цилиндров: | 10 |
Клапанов: | 20 |
Макс. скорость: | 310 км/час |
Разгон до 100 км/ч: | 4,0 с |
Система питания: | впрыск |
Охлаждение: | жидкостное |
Клапанной механизм: | OHV |
Материал блока цилиндров: | алюминий |
Материал ГБЦ (англ.)русск.: | алюминий |
Тактность (число тактов): | 4 |
Viper RT/10 | |
---|---|
Годы производства: | 1996—2002 |
Тип кузова: | 2‑дв. родстер (2‑мест.) |
Колёсная база: | 2440 мм |
Длина: | 4450—4480 мм |
Ширина: | 1920 мм |
Высота: | 1120 мм |
Viper RT/10 на Викискладе |
Viper GTS | |
---|---|
Годы производства: | 1996—2002 |
Тип кузова: | 2‑дв. купе (2‑мест.) |
Колёсная база: | 2440 мм |
Длина: | 4490 мм |
Ширина: | 1920 мм |
Высота: | 1190 мм |
Viper GTS на Викискладе |
Дизайнер: | Том Гейл (Tom Gale) |
Несмотря на аналогичный внешний вид, автомобиль от первого поколения отличается достаточно сильно. Изменения: переработанный облегчённый (до 290 кг) двигатель с более высокой мощностью (450 л.с.) и максимальным крутящим моментом 664 Н·м, меньший вес автомобиля, практически полностью изменённое шасси, которое на 27 кг легче и на 25% жёстче, достигнуто путем тщательного компьютерного анализа, изменены подвески, улучшены шины, сокращён тормозной путь. Антиблокировочная система (ABS) в базовой версии первоначально не устанавливалась — только как дополнительная опция, хотя эффективность торможения с ней улучшилась незначительно.
Две передние подушки безопасности были добавлены в 1996 году на модификации Viper GTS, а в 1997 году и на R/T10, в соответствии с решением правительства[уточнить].
В 1996 году появилась модификация с кузовом купе, модель называлась Viper GTS. Характерная черта — крыша с названием «двойной пузырь», поднятая над каждым сиденьем для возможности использования шлемов. Viper GTS можно было часто видеть участвующими в различных соревнованиях и, как его предшественник (первое поколение Viper), он был выбран в качестве автомобиля безопасности (pace car) гонки «500 миль Индианаполиса» 1996 года.
Небольшие эволюционные изменения, включая новые 18" колеса, были введены в модели 1999 года. В последующих версиях внедрены лёгкие поршни и изменена выхлопная система (боковые выхлопные трубы в порогах были перенесены назад). В 1999 году введён кожаный салон как дополнительная опция. ABS в базовую комплектацию была введена только в 2001 году. В 2002 году было выпущено 360 памятных экземпляров «Заключительных Изданий». Эти модели были окрашены в красный цвет с белыми полосками.
Производитель: | Dodge |
Годы пр-ва: | 2003—2006 |
8,3 л V10 | |
---|---|
Производитель: | Dodge |
Марка: | 8,3 л V10 |
Тип: | бензиновый |
Объём: | 8 300 см3 |
Максимальная мощность: | 510 л.с., при 5600 об/мин |
Максимальный крутящий момент: | 725 Н·м, при 4200 об/мин |
Конфигурация: | V10 |
Цилиндров: | 10 |
Клапанов: | 20 |
Макс. скорость: | 315 км/час |
Разгон до 100 км/ч: | 4,0 с |
Система питания: | впрыск |
Охлаждение: | жидкостное |
Клапанной механизм: | OHV |
Материал блока цилиндров: | алюминий |
Материал ГБЦ (англ.)русск.: | алюминий |
Тактность (число тактов): | 4 |
Viper SRT-10 | |
---|---|
Годы производства: | 2003—2006 |
Тип кузова: | 2‑дв. родстер (2‑мест.) |
Колёсная база: | 2510 мм |
Длина: | 4460 мм |
Ширина: | 1920 мм |
Высота: | 1230 мм |
Viper SRT-10 на Викискладе |
Viper SRT-10 Coupe | |
---|---|
Годы производства: | 2005—2006 |
Тип кузова: | 2‑дв. купе (2‑мест.) |
Колёсная база: | 2510 мм |
Длина: | 4460 мм |
Ширина: | 1920 мм |
Высота: | 1210 мм |
Viper SRT-10 Coupe на Викискладе |
В 2003 году в Dodge Viper подразделением DaimlerChrysler Street Racing Technology (сокращённо SRT) были внесены большие изменения. Новый Dodge Viper SRT-10 стал более угловатым. Двигателю был увеличен рабочий объём (до 8,3 л) с увеличением мощности до 500 л.с. и максимального крутящего момента до 712 Н·м, вес двигателя был сокращён до 230 кг. Шасси также улучшилось, оно стало более жёстким на кручение и легче на 36 кг. Еще более жёсткое и лёгкое шасси используются в версии Hennessey Viper Venom 1000 Twin Turbo. В 2004 году Dodge представил ограниченный тираж с пакетом «Mamba edition cars» — чёрный интерьер с красной отделкой.
Viper SRT-10 Coupe был представлен в 2005 на «Detroit Auto Show» в Детройте. Он также сохранил характерную черту предшественника — крышу с названием "двойной пузырь", поднятую над каждым сиденьем.
Производитель: | Dodge |
Годы пр-ва: | 2008—2010 |
8,4 V10 | |
---|---|
Производитель: | Dodge |
Марка: | 8,4 V10 |
Тип: | бензиновый |
Объём: | 8 400 см3 |
Максимальная мощность: | 600 л.с., при 6000 об/мин |
Максимальный крутящий момент: | 760 Н·м, при 5100 об/мин |
Конфигурация: | V10 |
Цилиндров: | 10 |
Макс. скорость: | 322 км/час |
Разгон до 100 км/ч: | 3,5 с |
Система питания: | впрыск |
Охлаждение: | жидкостное |
Клапанной механизм: | OHV |
Материал блока цилиндров: | алюминий |
Материал ГБЦ (англ.)русск.: | алюминий |
Тактность (число тактов): | 4 |
Viper SRT-10 | |
---|---|
Годы производства: | 2008—2010 |
Тип кузова: | 2‑дв. родстер (2‑мест.) |
Длина: | 4460 мм |
Ширина: | 1920 мм |
Высота: | 1230 мм |
Масса: | 1530 кг |
Viper SRT-10 на Викискладе |
Viper SRT-10 Coupe | |
---|---|
Годы производства: | 2008—настоящее время |
Тип кузова: | 2‑дв. купе (2‑мест.) |
Длина: | 4460 мм |
Ширина: | 1920 мм |
Высота: | 1210 мм |
Масса: | 1530 кг |
Viper SRT-10 Coupe на Викискладе |
Колёсная база: | 2510 мм |
В 2008 году двигатель был доработан - 600 л.с. (450 кВт) при 6000 об/мин и 760 Н·м при 5100 об/мин, а также увеличены клапаны, изменены камеры сгорания, система изменения фаз газораспределения. Двигатель доводился с помощью McLaren и Ricardo Consulting Engineers. Системы электронного управления двигателем разрабатывались Continental AG.
Изменения вне двигателя менее экстремальные. Коробка передач Tremec T56 была заменена новой Tremec TR6060. В заднем мосту установлена вискомуфта GKN. Новые шины Michelin Pilot Sport 2 сделали Viper более нейтральным в поворотах. Еще одним заметным изменением являются переработки: выхлопной системы, электрической системы и топливной системы.
В целях удовлетворения требований омологации ФИА, а также в ознаменование победы Chrysler в 1997 году в классе GT2, были проданы 100 изменённых Viper GT2 Championship Edition. Эти автомобили, мощностью 460 л.с. (343 кВт) и 678 Н·м крутящего момента, получили кузова с улучшенным аэродинамическим пакетом. Максимальная скорость 290 км/ч
в 1999 году вышла модель от American Club Racing (ACR). Модель сертифицирована для дорог общего пользования. Мощность была увеличена до 460 л.с. (370 кВт), а крутящий момент до 678 Н·м. Вес был сокращён более чем на 23 кг. Модель лишена интерьера, удалены другие элементы — такие как противотуманные фары, аудиосистема, шумоизоляция капота, коврик в багажном отсеке и насос для подкачки шин. В новой жёсткой регулируемой подвеске удалено еще 6,4 кг. Эти модели внешне отличаются по агрессивному аэродинамическому обвесу, большему антикрылу на багажнике и новыми 20-спицевыми колесами фирмы BBS, обутыми в низкопрофильную спортивную резину Michelin Pilot Sport Cup.
В 2007 году выпущен новый ACR. Его модернизация — новые тормоза, регулируемая подвеска, аэродинамический обвес. Под длинным капотом установлен 8,4-литровый двигатель, развивающий 600 л.с. Вместе с мотором работает механическая коробка передач Tremec T56 TR6060 с модернизированным дифференциалом GKN ViscoLok. Вес также уменьшился на целых 36 кг — удалено радио, колонки, усилитель, ковёр багажника и т.д. После проведённых работ разгон до 100 км/ч происходит всего за 3 секунды, а максимальная скорость составляет 305 км/ч. Справиться с машиной на больших скоростях позволяет регулируемая гоночная подвеска фирмы KW и тормоза Brembo. Аэродинамические компоненты изготавливаются и монтируются на транспортное средство в Рочестер Хиллс, штат Мичиган. В США стоимость Dodge Viper SRT10 American Club Race составляла 100 тыс. долларов.
В 2011 году Viper SRT-10 ACR установил рекорд трассы Нюрбургринг — самый быстрый круг 7:12.13.[1]
Прототип 2008 года Mopar Viper Coupe с 675 л.с., появился в 2007 году на North American International Auto Show. В настоящее время нет планов по производству.
Chrysler Firepower был создан на базе Dodge Viper, а также использовал черты Chrysler Crossfire. Двигатель - 6.1 L Hemi V8 мощностью 425 л.с. (317 кВт) разгоняет автомобиль до 100 км/ч за 4,5 секунды. Дизайнеры, ответственные за разработку: Брайан Nielander (внешний дизайн) и Грег Хауэлл (интерьер). В настоящее время Chrysler официально объявил о том, что Firepower производиться не будет.
Dodge Copperhead — концепт-кар, основанный на платформе Viper, был задуман как более дешёвый и более проворный автомобиль. Был предусмотрен двигатель V6. Модель конвейера не достигла.
После появления Viper в 1992 году ряд североамериканских и европейских команд пытались участвовать в гонках на Viper RT/10. Используя практически серийные автомобили, они не достигли особых успехов.
Основанный на Viper GTS, GTS-R был создан в конце 1995 года. Модернизируя такие компоненты двигателя как блок, головки цилиндров и коленчатый вал, инженеры Dodge смогли извлечь мощность 750 л.с. (559 кВт), вместо стандартных 450 л.с. (второе поколение, 8,0 л двигатель V10). Шасси было реорганизовано с нуля британским производителем спортивных автомобилей Reynard Motorsport (главный инженер Пол Браун).
Автомобиль дебютировал в 1996 году на гонке «24 часа Дейтоны». Команда Oreca с Viper добилась победы в чемпионате FIA GT три раза, в гонке «24 часа Ле-Мана» выиграла три раза, и одержала победу в «24 часа Дейтоны» в 2000 году.
В период между 1999 и 2002 годом, команда Zakspeed выиграла «24 часа Нюрбургринга» три раза.
После окончания официальной поддержки завода в 2001 году, Viper GTS-R использовался частными командами с большим успехом до 2007 года.
В 2003 году на базе Viper SRT-10 Coupe был создан Viper Competition Coupe. Мощность и крутящий момент по сравнению с базовой моделью были улучшены, удалены ковровые покрытия, приборы, системы кондиционирования воздуха, стереосистемы, что облегчило машину на 170 кг. Competition Coupe не продаётся через дилеров, и приобрести его можно непосредственно у Dodge, так как это очень дорогостоящий болид. Стоимость составляет примерно 140 000 USD.
В 2004 году Samuel Hubinette использовал измененный Viper Competition Coupe для гонок «Formula D», в котором он выиграл титул, прежде чем автомобиль был запрещен до конца сезона.
С 2006 года Competition Coupe впервые пришёл в Европу на чемпионат Европы ФИА GT3 с итальянской командой Racing Box.
Додж Вайпер.