Progulki-po-reke-moskwa.ru

прогулки на теплоходе по Москве реке

Дольменная культура

19-05-2023

Дольменная культура Западного Кавказаархеологическая культура бронзового века, (мегалитическая) с характерной особенностью — строительство большого количества Дольменов, ареал распространения культуры охватывает Северо-Западный Кавказ, все восточное побережье Черного моря (вплоть до города Очамчира в Абхазии), Адыгею, Верхнее Прикубанье, степные районы Центрального Предкавказья, Пятигорья, Кабардино-Балкарии.

Содержание

Общие сведения

Кроме самих дольменов, артефактами данной культуры считаются все находки сделанные как внутри дольменов, содержимое захоронений под ними, а также находки в поселениях дольменной культуры. Так например к данной культуре отнесят серию бронзовых изделий, топориков, тесел и т.п., хранящихся в Сочинском музее краеведения. Возможно, к данной культуре будет отнесена и человеческая голова из песчаника, найденная в окрестностях Адлера. Поселение дольменной культуры обнаружены и в верхних культурных слоях Воронцовской системы пещер. Проявлениям дольменной культуры следует считать Нальчикскую и Кишпекскую гробницы в Кабарадино-Балкарии.

Известные учёные - исследователи дольменной культуры и дольменов

Первым российским ученым исследовавшим в 1876 году дольмены Северо-Западного Кавказа был Уваров А.С., его исследования продолжил в 1904 году Фелицин Е.Д.

Выделением дольменной культуры в самостоятельную археологическую культуру наука обязана двум исследователям: Л. И. Лаврову (1960) и А. Д. Столяру (1960).

В последующем культура исследователями выступили : Ловпаче Н.Г. 1997г., Костыря Г.В. - 2001г., Валганов С. В. -2004г., Галищева Е.В. и Глазов К.А. -2007г., Гей А.Н. (2008), Бианки А.М. -2010г., и мн.др.

Крупный научный вклад внёс В.И. Марковин - с 1974г.

Поселения дольменной культуры

Племена, оставившие дольмены, вели оседлый образ жизни. В.И. Марковин обнаружил и исследовал поселение дольменной культуры - на Дегуакской поляне близ ст. Даховской, и установил, что основные занятия поселян было : мотыжное земледелие, скотоводство, металлургическое производство (найден обломок литейной формы на Дегуакском поселении). Обитая в горной лесистой местности, жители занимались и охотой.

Типология дольменов

Архитектурная типология дольменов Кавказа - см. Дольмены Западного Кавказа

Назначение дольменов

Споры относительно назначения дольменов продолжаются. Строительство больших дольменов явно требовало участия большого количества строителей, значит такого захоронения удостаивались лишь "избранные" по каким-то признакам, то есть возможно что дольмены были своего рода погребально-храмовыми комплексами. Возможно, что крупные дольмены сооружали заранее, т.е. "избранные" при жизни готовили себе и своим потомкам прочные усыпальницы. Если для большинства дольменов относительно подходит "погребальное" назначение, то из всех долменов - самый явный религиозно-культовый характер имеет уникальный комплекс дольменов в кургане Псенако I, в Туапсинском районе, около пос. Анастасиевки, на реке Псынако (открытый М. К. Тешевым), который в 1983-84 гг. исследован В. И. Марковиным.

Носители и происхождение культуры

Большинством учёных - исследователей (в том числе Б. А. Куфтин, Л. Н. Соловьев, Л. И. Лавров, Ш. В. Инал-Ипа и др.) сделан вывод[1], что данные дольмены построены далёкими предками абхазо-адыгских народов[2].

Прослеживается тесная связь с предшествовашей майкопской культурой.

По мнению кавказоведа Л. И. Лаврова [3] - обычай хоронить своих соплеменников в дольменах был заимствован далёкими предками абхазо-адыгов у населения Средиземноморья в результате морских походов.

Датировка культуры и этапы её развития

  • 1-й этап — Древнейший (ранний). Соответсвует эпохе ранней бронзы, между 2400—2100 гг. до нашей эры. Отличия 1-го этапа : возводимые Дольмены представляют собой монументальные (мегалитические) постройки, сложены из каменных плит и блоков или высеченные в скальном массиве, отверстий не имели, содержали от одного до трех покойников, положенных скорченно и густо засыпанных красной охрой (таница Новослободская, бассейн р. Кизинки), были местом захоронения родо-племенных вождей, были плиточными гробницами, первоначально покрывавшиеся насыпями из-за несовершенства конструкции.
  • Этап 2 — Эпоха расцвета. Датируется — XX—XVII вв. до н. э. Отличия 2-го этапа : появляются массовые захоронения в позе сидя, появляются огромные скопления дольменов («поляны») с сотнями построек, широкое распространение плиточных гробниц по всему Западному Кавказу, на востоке от ущелий реки Лабы и Кодора, на западе до Таманского полуострова, появляются составные и корытообразные дольмены.
  • Этап 3 — последний. Датируется — XVI—XIV вв. до н. э. Отличия 3-го этапа : продолжают использовать плиточные дольмены, высекают дольмены-монолиты и корытообразные гробницы, среди которых получают распространение сооружения с ложными порталами, в конце периода появляются колодцеобразные гробницы, наряду с дольменами 2 этапа, появляются и распространяются изделия западнокавказского облика.

Незавершенные строительством дольмены свидетельствуют о внезапном исчезновении данной культуры, что вероятно свидетельствует о приходе либо иной религии, либо о вытеснении или покорении (ассимиляции) носителей дольменной культуры иными племенами.

Существует оригинальная гипотеза нескольких ученых ( выдвинута - В.И. Марковин 1978, В.А. Трифонов 2001, Бианки А.М., 2010., Мелешко Б.В., 2010.) - о возможности одновременного возведения дольменных памятников разных конструкций, однако она пока не имеет поддержки.

Литература[4]

  • Уваров А.С. Мегалитические памятники в России. // Древности. М., 1876. Т. VI. Вып. III.
  • Фелицин Е.Д. Западно-кавказские дольмены // МАК. М., 1904. Т. IX.
  • Бианки А.М. Группа дольменов как тип памятника.// Древние культуры Евразии. СПб., 2010.
  • Галищева Е.В. Глазов К.А. Новые данные по Солохаульской дольменной группе. Вып.4, Сочи, 2007.
  • Гей А.Н. Исследования дольменных памятников Западного Кавказа в 2005-2007г. Москва 2008. Т.1.
  • Ловпаче Н.Г. Этническая история Западной Черкесии. Майкоп, 1997.
  • Костыря Г.В. Дольменная металлургия в Транскавказской цивилизации. — СПб.: Нестор, 2001. — 195 c.
  • Валганов С. В. Дольмены Кавказа. Реконструкция культа. — М., Агентство «Бизнесс-Пресс», 2004. — 368 с.

Примечания

  1. Сайт ГУП "Наследие"
  2. [Марковин В. И. Дольменная культура и вопросы раннего этногенеза абхазо-адыгов, Нальчик, 1974.]
  3. [Лавров Л.И. Дольмены Северо-Западного Кавказа. // Труды АбИЯЛИ, вып. XXXI. Сухуми, 1960]
  4. Литература по дольменной культуре


Дольменная культура.

© 2021–2023 progulki-po-reke-moskwa.ru, Россия, Нальчик, ул. Терская 11, +7 (8662) 65-82-84