12-05-2023
Достопримечательность | |||
Дом Бецкого
|
|||
Набережная Невы у Летнего сада, 1820 | |||
Страна | Россия | ||
Город | Санкт-Петербург | ||
Архитектурный стиль | классицизм | ||
Автор проекта | Ю. М. Фельтен, |
||
Основатель | И. И. Бецкой | ||
Строительство | 1784—1787 годы | ||
Основные даты: 1830 — Надстройка (арх. В. П. Стасов)
|
|||
Статус |
|
памятник архитектуры (федеральный)
Дом Бецкого (также известный, как Дворец принца Ольденбургского) — особняк, возведённый в конце XVIII века по заказу Ивана Ивановича Бецкого. Надстроен уже в XIX веке Василием Стасовым. Расположен в Санкт-Петербурге по адресам Дворцовая наб., 2 и Миллионная ул., 1.
Содержание |
К началу XVIII века на месте домов № 2 и № 4 по Дворцовой набережной располагались полковые казармы. В 1725 здесь находился бассейн, а с 1731 — караульня. К середине века (в 1750 году) именитый архитектор Бартоломео Франческо Растрелли возвёл деревянный двухэтажный Оперный дом, простоявший там 23 года — до 1773. С 1784 по 1787 годы на месте Оперного дома велось строительство дома для Ивана Бецкого, вселившегося в новый особняк лишь через 2 года после окончания строительства. Светских мероприятий и ассамблей в доме не устраивалось, однако иногда здесь проходили вечера для воспитанников учебных заведений, подведомственных Ивану Ивановичу Бецкому. Имелось весьма значительное собрание произведений искусства. В особняке Бецкого в своё время побывали многие известные личности, например: философ Дидро или последний король Польши Станислав Август Понятовский. [1]
В 1791—1796 годах в доме проживал известный писатель и баснописец Иван Крылов. Здесь он открыл здесь свою типографию, где печатались журналы «Зритель» и «Санкт-Петербургский Меркурий».
В Санкт-Петербурге, в типографии Крылова с товарищи, в новом Его Высокопревосходительства Ивана Ивановича Бецкого доме, что у летнего сада, выходит ежемесячное издание под названием Зритель: в нём помещаются как сатирические, критические, таки стихотворные сочинения, подражания и переводы. Началось сие издание с Февраля 1792 года. …Ежели кто за благо руссудит удостоить сие издание приисылкою своего сочинения, то оное помещено будет с благодарностью.— Санкт-Петербургские ведомости, март 1792 [1]
В 1795 Бецкой скончался, а дом перешёл в руки его дочери Анастасии, жены адмирала Осипа Рибаса. С 1822 года домом завладели уже внучки Бецкого. В 1830 особняк выкупили в казну и отдали принцу Петру Ольденбургскому. [1]
В плане здание — правильный четырехугольник. Дом имел обширный внутренний двор, который впоследствии застроили флигелями. Корпус, выходящий на Марсово поле, изначально был двухэтажным с боковыми башнями и висячим садом, наподобие висячего сада Малого Эрмитажа - такую роскошь в те годы не мог себе позволить никто, кроме царских особ. Внутри двора, на уровне второго этажа, уцелели кронштейны, на которых. по-видимому, крепилась конструкция висячего сада такого же типа, как в Малом Эрмитаже, разработанная Ю. Фельтеном. Корпус, выходящий на набережную, сохранил свой первоначальный облик XVIII века[2].
Дом Бецкого посетил швейцарский астроном и путешественник И. Бернулли, который впоследствии так описывал свои впечатления:
|
Однако Бернулли не уточняет, о каком доме идёт речь. Бецкой имел два особняка (ещё один особняк для Бецкого строил Ю. Фельтен на Дворцовой наб., д. 12-14 (здание полностью разрушено во время войны)[3]. И в обоих домах был висячий сад.
До сих пор не установлено авторство проекта здания. В 2005 году в Перечне объектов культурного наследия КГИОП фамилия Валлен-Деламота уже не значится. Наиболее вероятным считается авторство либо соавторство Юрия Фельтена. На последнего указывают пропорции архитектурных членений, включение ниш в композицию фасада. Интерьеры сохраняют элементы декора, характерные для творческого почерка Фельтена: горизонтальные рельефы с фигурками, вертикальные филёнки — рельефы из связок цветов и разных предметов, закреплённых лентой.
Дом Бецкого.