Progulki-po-reke-moskwa.ru

прогулки на теплоходе по Москве реке

Дом Лобанова-Ростовского

18-08-2023

Дворец
Дом Лобанова-Ростовского
Страна Россия
Город Санкт-Петербург
Координаты Адмиралтейский проспект, 12; Вознесенский проспект, 1; Исаакиевская площадь, 2
Тип здания дворец
Архитектурный стиль высокий классицизм
Скульптор П. Трискорни
Архитектор Монферран, Огюст
Основатель Лобанов-Ростовский, Алексей Яковлевич
Строительство 18171820 годы
Статус  Объект культурного наследия РФ № 7810005000№ 7810005000  памятник архитектуры (федеральный)
Состояние гостиница (строится)
Сайт Официальный сайт

Дом Лобанова-Ростовского (в обиходе дом со львами) — памятник архитектуры, бывшая дворянская резиденция, возведённая в 1817—1820-х для князя Алексея Яковлевича Лобанова-Ростовского по проекту Огюста Монферрана в стиле классицизма. Расположен в Санкт-Петербурге по адресу Адмиралтейский проспект, 12, Вознесенский проспект, 1 или Исаакиевская площадь, 2. Скульптуры на фасаде (в том числе, легендарные львы у парадного входа) выполнены Паоло Трискорни.

Содержание

Предыстория

Перспективный план Исаакиевской площади до постройки дома Лобанова-Ростовского[1]

До 1710-х годов пространство будущей Исаакиевской площади занимали гласис (пологая земляная насыпь перед наружным рвом крепости или замка) и эспланада (широкое пространство перед фортификационным сооружением) Адмиралтейской крепости[2]. Впоследствии эти оборонительные элементы были устранены в связи с утратой адмиралтейством фортификационного значения, и их место заняла хаотичная застройка из частных домов: деревянных или мазанок[3]. Санкт-Петербургский пожар 1736 года уничтожил большую часть деревянных строений города. На одной только Исаакиевской площади и в прилегающих районах, называвшихся тогда Морской слободой, огонь уничтожил примерно 100 домов — почти всю деревянную застройку на месте тогдашней площади[4]. Северная часть площади так и осталась пустовать, приняв форму неровной трапеции[5].

В начале XIX при поддержке российского императора Александра I, желавшего сделать Санкт-Петербург «краше всех посещенных столиц Европы»[6] было решено возвести новый, четвёртый Исаакиевский собор на месте третьего, отличавшегося низким качеством постройки. В связи с этим в 1816 году был сформирован Комитет для строений и гидравлических работ (впрочем, современники величали эту структуру «Комитетом красоты и архитектурной дисциплины»), которому в числе прочего было предписано заниматься «урегулированием улиц и площадей»[6][7], а строительство колоссального сооружения началось в 1818 году.

Монферран и возглавляемый им Комитет переосмыслили планировку территории вокруг возводимого храма. Северная часть Исаакиевской площади, по проекту, становилась прямоугольной по форме, что достигалось за счёт отсечения от северо-восточного угла площади треугольного участка, образуемого будущим Исаакиевским собором, Адмиралтейским и Вознесенским проспектами. По легенде, это планировочное решение исходило от самого Александра I[5].

Последующая история

На одном из этих львов и спасался герой поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник» во время наводнения 7(19).11.1824 г. По преданию, историю бедного чиновника Пушкин, отсутствовавший во время страшного наводнения в столице, услышал от друзей. Говорили о каком-то Яковлеве, который в одиночестве бродил по городу, не подозревая о надвигающемся стихийном бедствии. Когда вода начала прибывать, он поспешил домой, но, дойдя до дома Лобанова-Ростовского, с ужасом увидел, что идти дальше уже нет никакой возможности. Тогда Яковлев взобрался на одного изо львов, которые «с подъятой лапой, как живые» взирали на разыгравшуюся стихию. Там он и просидел во время наводнения.

Александр Бенуа. Иллюстрация к поэме «Медный всадник»

…На площади Петровой,
 Где дом в углу вознесся новый,
 Где над возвышенным крыльцом
 С подъятой лапой, как живые,
 Стоят два льва сторожевые,
 На звере мраморном верхом,
 Без шляпы, руки сжав крестом,
 Сидел недвижный, страшно бледный,
 Евгений…

Хозяин дома, известный библиофил и коллекционер А. Я. Лобанов-Ростовский, прожив в нём несколько лет, решил разыграть его в лотерею. Для этого был выпущен миллион лотерейных рублёвых билетов; на один из них должен был пасть выигрыш — дом князя. Но Николай I запретил эту коммерческую аферу и предложил князю продать в казну дом и уникальную библиотеку, за которую Лобанову-Ростовскому была назначена пожизненная пенсия.

C 1824 до 1917 года в доме со львами размещалось Военное министерство России. После Октября он взят под охрану государства. Некоторое время там располагался Физико-математический лицей № 239.

XXI век

В 2002 году дом со львами перешёл к Управлению делами президента, которое намеревалось приспособить его для переезжавшего в Петербург Конституционного суда. Однако позже было решено создать в его стенах самый фешенебельный отель в городе, готовый принимать высших государственных лиц. Здание было передано в аренду на 49 лет компании ЗАО «Тристар Инвестмент Холдингс».

Поскольку дом Лобанова-Ростовского включён в федеральный список охраняемых объектов культурного наследия, вопросы его реконструкции вызвали бурную полемику как в архитектурной среде, так и в прессе.

«Это грубейшее нарушение действующего законодательства в сфере охраны исторического наследия. Дом Лобанова-Ростовского — федеральный памятник в самом центре объекта всемирного наследия ЮНЕСКО, где ни о каких реконструкциях не могло быть и речи — такое здание может только реставрироваться», — заявил Александр Марголис.

Инвесторы снесли исторический флигель во дворе (2007 год), спроектированный, как и всё здание, архитектором Огюстом Монферраном. Флигель во дворе здания также проектировался Монферраном; первый этаж был построен в 1817—1820 годах, надстроен архитектором Э. Х. Анертом.[8], повреждены и утрачены интерьеры главного здания, изменены очертания кровли[9][10]. Этому активно противостояла городская общественность, в том числе и профессионалы, такие как архитектор-реставратор Д. А. Бутырин[11].

Ещё одно нарушение — строительство мансарды, которая оказалась выше оригинальной кровли на 18 сантиметров. Изначально она предполагалась ещё выше — 80-сантиметровой, но под давлением общественности «Тристар инвестмент холдингс» решил пойти на понижение. Тем не менее и сейчас надстройка отчётлива видна.

«Это нарушает традиционный облик памятника. И вообще такого рода мансарды для памятника высокого классицизма не характерны, а следовательно, не допустимы. Против мансарды единогласно высказались члены совета по сохранению культурного наследия, но, несмотря на это, эта мансарда была сделана», — говорит Михаил Мильчик.

Фасад после реконструкции, сентябрь 2011 года

Главный архитектор проекта — руководитель собственной мастерской Евгений Герасимов. Реставрацией охранных зон занимался Рафаэль Даянов. Дизайном помещений занимались калифорнийская компания Cheryl Rowley и японская студия Spin Design Studio.

Главный вопрос, который волновал общественность: как новые функции здания согласуются с его исторической «оболочкой», что будет сохранено и отреставрировано, а чем придётся пожертвовать. В случае с домом Лобанова понятие «первоначальные интерьеры» достаточно условно. Уже в 1829 году, когда в дом въехало Военное министерство, оно начало перепланировать его для своих нужд. Возможно, даже оформление парадной лестницы с широким скульптурным фризом, на котором изображены воинские доспехи, было сделано для министерства, а не для 1-го владельца — тоже, впрочем, бравого генерала, отличившегося в кампании против Наполеона. Для министерских служащих были устроены просторные кабинеты, которые в советское время служили классами средней школы, а затем в них располагался Проектный институт № 1. В итоге охранная зона нового отеля включает парадный вестибюль со стороны Адмиралтейского проспекта, двухмаршевую парадную лестницу с камином на площадке 2-го этажа, анфиладу 2-го этажа и ещё одну комнату, историческую ценность которой установили уже в процессе реставрации.

Президентский люкс площадью 250 м² планировали расположить окнами на Адмиралтейство, прямо надо львами, над аркадой 1-го этажа. Апартаменты включают две спальни, обеденный зал на 14 персон, кабинет, зону отдыха и террасу с видом на сад. Всего в отеле запланировано 183 номера: 157 стандартных, 26 класса люкс. В подземной части здания предусмотрен просторный бальный зал. Для деловых встреч — 6 конференц-залов на 1-м этаже и бар «Библиотека» с видом на Дворцовую площадь. В 4-этажном флигеле во внутреннем дворе разместится спа-комплекс, а в атриуме — кафе-ресторан «Зимний сад», всегда открытые и для гостей отеля, и для горожан. Подобный спектр услуг и первоклассный набор номеров позволят отелю Four Seasons Saint Petersburg принимать лидеров «Большой восьмёрки». Заявленная дата открытия — весна 2012 года.

Впоследствии архитектурный критик Михаил Златоносов («Город 812») назвал проект реконструкции дома одинм из худших образцов архитектуры в городе в 2010 году[12]:

Дом Лобанова-Ростовского Е. Герасимов изуродовал мансардой. В древнем мире за такое следовало бы изгнание из полиса

Архитектурные особенности

Дом был построен в 1817—1820 годах по проекту архитектора Огюста Монферрана (1786—1858). Здание в плане имеет треугольный вид. Его главный фасад, обращённый к Адмиралтейскому проспекту, украшен 8-колонным портиком коринфского ордера. Портик возвышается над выступающей вперёд аркадой. Пандусы (отлогие подъёмы) давали возможность каретам подъезжать непосредственно к парадному входу. Львы, стоящие по сторонам подъезда, высечены из белого каррарского мрамора скульптором П. Трискорни.

Ccылки

  • Официальная страница нынешнего владельца
  • История
  • Дом кн. А. Я. Лобанова-Ростовского — Здание Военного министерста

Примечания

  1. Фрагмент Перспективного плана Санкт-Петербурга, утвержденного императором Николаем I 28 марта 1829 года
  2. Адмиралтейская крепость — статья из энциклопедии Санкт-Петербурга. А. Н. Лукирский
  3. Исторический облик Исаакиевской площади // Кафедра Исаакиевского собора. — СПб., 2008. — № 4.
  4. История Петербурга. 1736 год. Гид Петербурга. Архивировано из первоисточника 6 июня 2012. Проверено 11 октября 2011.
  5. ↑ Расположение здания. Дом со львами. Проверено 9 октября 2012.
  6. 1 2 Вигель Ф. Ф. Записки // Русский архив. — 1892. — № 8. — С. 22 — 23.
  7. Антон Антонович Модюи // Реконструкция городов и геотехническое строительство. — 2005. — № 9. — С. 265.
  8. С 2003 по 2008 год в Санкт-Петербурге снесено около 80 исторических зданий, около 50 планируется к сносу: карта//ИА REGNUM, 25.03.2008
  9. Фотофиксация объекта культурного наследия федерального значения «Дом А. Я. Лобанова-Ростовского» 1817—1820 гг., арх. О. Монферран (Санкт-Петербург, Адмиралтейский пр., 12; Исаакиевская пл., 2; Вознесенский пр., 1) Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры. Санкт-Петербургское городское отделение. — 2009 г.
  10. Уничтожение Дома со львами признано законным
  11. Храм в наследство. Памяти архитектора Дмитрия Бутырина // Новая Газета СПб : Газета. — СПб., 2010. — В. 22 (29 марта).
    (уничтожение интерьеров дома со львами является) преступлением против культуры, не только российской, но и европейской
  12. Четыре самых худших образца архитектуры в Петербурге за год. Город 812 (28 декабря 2012). Проверено 8 октября 2012.

Дом Лобанова-Ростовского.

© 2021–2023 progulki-po-reke-moskwa.ru, Россия, Нальчик, ул. Терская 11, +7 (8662) 65-82-84