27-08-2023
памятник архитектуры (федеральный)
памятник градостроительства и архитектуры | |
Дом Ушковой
|
|
Дом Ушковой и Второй высотный корпус КФУ | |
Страна | Россия |
Местоположение | Казань: Кремлёвская улица, 33 |
Координаты | |
Автор проекта | К. Л. Мюфке (архитектор-строитель) |
Строительство | 1904—1908 годы |
Основные даты: |
|
Статус | Объект культурного наследия РФ № 1610052000 |
Состояние | Удовлетворительное |
Дом Ушковой на Викискладе |
Дом Зинаиды Николаевны Ушковой — здание в Казани, перестроенное в начале XX века в эклектичном стиле. Дом Ушковой является яркой достопримечательностью центра города, объектом культурного наследия федерального значения[1]. С 1919 года он является центральным зданием главной республиканской библиотеки (Республиканская библиотека имени В. И. Ленина, ныне — Национальная библиотека Республики Татарстан).
Содержание |
Дом Ушковой представляет собой двухэтажное оштукатуренное кирпичное здание, имеющее в плане форму незамкнутого каре с несколькими небольшими плоскими ризалитами на фасадах[2].
Внутренняя планировка дома построена по анфиладной системе и отвечает назначению помещений: на верхнем этаже располагались жилые парадные комнаты; на нижнем этаже располагались торговые залы, отделённые коридорами от подсобных помещений[3] .
Входы в торговые помещения размещались на уличных фасадах. Парадный вход в дом находится почти в центре главного фасада. Архитектурная композиция, декоративное убранство фасадов и интерьера, несмотря на разнохарактерность стилей, отличаются высоким мастерством. Два одинаковых по высоте объёма сопрягаются под прямым углом, где на кронштейне помещён круглый эркер, увенчанный куполом, прорезанным люкарнами[2].
Нижний этаж, стоящий на невысоком цоколе, прорезан глубоким горизонтальным рустом и обработан «под шубу»; почти квадратные витрины окна обрамлены профилированной тягой и завершены ажурными металлическими сандриками. Между этажами проходит антаблемент с узкими горизонтальными филенками во фризе[2].
Верхняя часть фасадов декорирована лепным орнаментом с элементами барокко. Для подчеркивания наиболее важных композиционных частей здания в орнамент включены изображения орлов, драконов. Окна верхнего этажа частично прямоугольные и частично с лучковыми перемычками, обрамлены наличниками. Обработка прямоугольных окон очень пышна: перевитые гирлянды и пилястры, несущие полукруглые фронтоны с картушами. Окна с лучковыми перемычками украшены более скромными сандриками с лепниной. Металлические решетки балконов стилистически подчинены основному декору фасада. Венчающий карниз украшен модульонами. Над ризалитами размещаются аттики[2].
Согласно вкусам конца XIX — начала XX веков каждое помещение отделано в своём стиле (неоготика, бонапартистский ампир, рококо, псевдовосточная стилистика). Мебель в комнатах была подобрана соответственно стилям. Полы почти во всех помещениях из наборного паркета[4].
Находящийся на втором этаже парадный зал выполнен в стиле ампир: потолки покрыты богатым орнаментом, включающим военную атрибутику (щиты, мечи, орлы, изображения Горгоны, крылатых львов и коней)[4] и вензели «N» («Наполеон»). Десюдепорты лакированных дверей украшены горельефами орлов.
Стены бывшей столовой обшиты панелями из морёного дуба, а потолок обработан в виде кессонов[2], в готических мотивах.
В помещении бывшей гостиной, отделанной под рококо, сохранился камин из тёмного мрамора, в ампирных формах.
Главным украшением мавританского зала являются двери, покрытые арабской вязью. Жемчужиной особняка считается «сад-грот» — зал верхнего этажа, напоминающий пещеру: с потолка свисают сталактиты, в расщелинах стен, облицовка которых выполнена из природного ракушечника, пробиваются вьющиеся растения[3] . В огромном аквариуме сохранились раковины, камни, фонтанчик в виде диковинной рыбы[4].
Интерьер парадной лестницы исполнен в «китайских» мотивах (в духе «Шинуазри»[2]) с живописными витражами-картинами, расписанными стенами-панно, обрамлёнными деревом, с имитацией под бамбук, с драконами в ограждении лестницы и на двери[5].
Кроме того, сохранились витражи на лестнице работы мастерской Шарля Шампиньоля, знаменитого французского мастера[6][4].
Во время учёбы на естественном факультете Казанского университета Алексей Ушков (1879—1948) — один из сыновей владельца предприятий «Товарищества химических заводов П. К. Ушкова и К°» Константина Капитоновича Ушкова и внук чайного магната А. Г. Губкина — женился на Зинаиде Николаевне Высоцкой — дочери Николая Фёдоровича Высоцкого (1843—1922), профессора хирургической патологии[6].
В качестве свадебного подарка для жены Алексей Константинович заказал архитектору-строителю Казанской художественной школы и Казанского университета[3] Карлу Людвиговичу Мюфке проекты перестройки домов в Москве (особняк Ермолова на Пречистенке, 20) и в Казани (здания на Воскресенской улице)[6]. О том, кто занимался перестройкой московского здания, точных сведений нет. Реконструкцию казанских зданий осуществил сам К. Л. Мюфке. Оба были выполнены в смешанном стиле с преобладанием ампира и барокко.
Дом Ушковой был реконструирован в 1904—1908 годах (по другим сведениям, в 1903—1907 годах) из трёх домов, располагавшихся на Воскресенской улице. Архитектор был настолько увлечён работой, что даже иногда пренебрегал своей безопасностью:
Вчера на стройке дома Ушкова с лесов упал архитектор Мюфке…— «Казанский телеграф», 1906.[3]
Он сломал два ребра, но работу не оставил и, отряхнувшись, мужественно полез на леса[3] .
Здание было умело вписано в окружающее пространство. Круговой эркер выполнен по мотивам Воскресенского собора, стоявшего напротив северного фасада[5]. Непосредственно у северного фасада дома, на углу Воскресенской улицы и улицы Лобачевского (бывшей Поперечно-Воскресенской), находится небольшой сквер Лобачевского, в котором стоит памятник Н. И. Лобачевскому. Напротив главного фасада, через улицу, находятся Ректорский дом, а также западное крыло главного здания Казанского университета, пристройкой которого также занимался Мюфке.
Большая часть помещений здания с момента постройки сдавались внаём — под жильё и коммерцию. Например, на первом этаже располагались магазины[7].
После Октябрьской революции собственность Ушковых была экспроприирована. В 1919 году Дом Ушковой стал главным зданием Центральной губернской библиотеки (с 1923 года — Центральная городская библиотека им. В. И. Ленина, с 1934 года — Областная библиотека им. В. И. Ленина, с 1941 года — Республиканская библиотека им. В. И. Ленина, с 5 ноября 1991 года — Национальная библиотека Республики Татарстан) — одной из крупнейших библиотек Поволжья (объём фондов которой превышает 3,2 миллиона экземпляров документов, в том числе 98 тысяч документов на татарском языке и 78 тысяч — на иностранных языках)[8][4].
В доме прекрасно сохранилась первоначальная внутренняя планировка и отделка интерьера.
Постановлением Совета Министров Татарской АССР № 21 от 13 января 1961 года здание было поставлено на охрану как памятник архитектуры местного значения. Указом Президента Российской Федерации № 176 от 20 февраля 1995 года Дом Ушковой признан памятником градостроительства и архитектуры федерального значения[1].
Достопримечательности Казани | ||
Дом Ушковой.