Progulki-po-reke-moskwa.ru

прогулки на теплоходе по Москве реке

Единоверчество

20-10-2023

Бывший единоверческий храм свт. Николы на Рогожском кладбище (ныне принадлежит РПЦ)

Единове́рие (другие самоназвания — «новоблагословенное согласие», «церковное старообрядчество», «духовская вера», «старообрядные приходы Русской православной церкви») — направление в старообрядчестве, сторонники которого при сохранении древних богослужебных чинов (двоеперстие, служба по старопечатным книгам и др.) и древнерусского бытового уклада признают иерархическую юрисдикцию Московского Патриархата. Возникло в конце XVIII века, регламентировалось особыми правилами, принятыми по инициативе московского митрополита Платона (Левшина).

Содержание

История единоверия

Возможность сохранения дореформенного чина в богослужении была подтверждена самим инициатором церковных новшеств — Патриархом Никоном. После воссоединения с господствующей церковью старообрядца Григория (Иоанна) Неронова ему было позволено совершать службы по старопечатным книгам. Сам же Никон после отхода от патриаршей власти напечатал в 1658 году в Иверском монастыре Часослов в котором употреблялись сохраняемые старообрядцами сугубая (двойная) аллилуия и дореформенный текст Символа Веры.

В период конца XVIIXVIII веков единичные случаи присоединения к господствующей церкви старообрядческих общин с сохранением ими древних богослужебных чинов происходили во многих местах и были дозволяемы местными архиереями: митрополитом Суздальским Иларионом, архиепископом Новгородским Димитрием (Сеченовым), епископом Псковским Гедеоном (Криновским), архиепископом Астраханским и Ставропольским Никифором (Феотоки).

Деятельность инока Никодима

Церковь св. Симеона Столпника в Нижегородском Кремле (единоверческая с 1844, разрушена)

В связи с вымиранием священников дореформенного поставления положение старообрядцев, приемлющих священство (поповцев), делалось всё более и более затруднительным, ввиду чего в конце XVIII века возникло сильное течение на поиск компромиссов с господствующей церковью. Одним из инициаторов этого движения стал настоятель Успенского старообрядческого монастыря на р. Каменке в Стародубье (Черниговская губерния) инок Никодим. В 1781 году по совету графа Румянцева Задунайского через инока старообрядческого Рождественского монастыря Герасима (Князева) Никодим направил в Санкт-Петербург письмо с изложением своего видения проблемы. Митрополит Санкт-Петербургский Гавриил (Петров), архиепископ Псковский Иннокентий (Нечаев) и князь Г. А. Потёмкин поддержали устремления инока Никодима и обещали ему свою поддержку. Имея согласие 1500 старообрядцев, инок Никодим в 1783 году изложил в 12 пунктах в прошении на имя Императрицы и Святейшего Синода условия, на которых старообрядцы-поповцы соглашались воссоединиться с господствующей церковью.

Главных условий было несколько:

  • а) чтобы были отменены клятвы прежних русских соборов на старые обряды;
  • б) чтобы старообрядцам был дарован хорепископ, находящийся в зависимости непосредственно от Святейшего Синода;
  • в) чтобы этот епископ поставлял для них священников и все богослужения совершались по старому, дониконовскому чиноположению;
  • г) чтобы святым миром их снабжал Святейший Синод;
  • д) чтобы всей пастве этого хорепископа было дано право не брить бород и не носить немецкого платья.

Неожиданная кончина 12 мая 1784 года инока Никодима несколько затормозила, но не остановила процесс. Единомысленные с иноком Никодимом стародубские старообрядцы подали в 1787 году новое прошение, но уже из 10 пунктов в котором не было упоминания об отдельном хорепископе: просили лишь священников, которые были присланы в 1788 году.

Церковь Введения (зимняя) в Лефортове, ранее принадлежавшая введенским единоверцам

Новым вдохновителем идей «новоблагословенного согласия» после инока Никодима стал протопоп Андрей Иоаннов, сам обратившийся из старообрядчества в единоверие, он стал известен как автор первого после «Розыска» Димитрия Ростовского систематического труда «Историческое известие о раскольниках», составленного на основании редких первоисточников.

Из Стародубья движение за единоверие стало распространяться широко по стране: в 1788 году появился приход в Елизаветграде; в 1791 году — в Троицкой слободе на р. Днестре; в 1794 году — в Перми; в 1797 году — в Казани; в 1798 году — в г. Александрии, Иркутской губернии, в Твери, Торжке, Тверской губернии, в Нижнем Новгороде, в Санкт-Петербурге и, наконец, в 1800 году — в Москве. С 1787 году в 30 верстах от Херсона действовал также единоверческий монастырь.

Единоверие в 1800 году

Церковь Троицы (летняя) в Лефортово (1819), ранее принадлежавшая введенским единоверцам
Единоверческий храм свт. Иоанна Златоуста в Туле
Всехсвятский женский единоверческий монастырь (Москва)

По предшествующим 1800 году просьбам старообрядцев отношения и положение соединенно-старообрядческих церквей в границах Русской православной церкви не были регламентированы в подробностях и предоставлялись на усмотрение местного епископа. В мае 1799 года московские старообрядцы, потерпев неудачу при переговорах с митрополитом Платоном (Левшиным), обратились с просьбой лично к императору, в которой ходатайствовали о даровании отдельного епископа с местопребыванием в Рогожской слободе. По мысли просителей данный епископ должен был бы управлять всеми присоединившимися к Русской церкви старообрядцами.

3 июня 1799 года император издал указ, по которому предписывал управлять делами московских старообрядцев архиепископу Казанскому Амвросию (Подобедову). Последний высказал ряд требований (поминовение на Великом входе царя, Синода и правящего архиерея) выполнить которые старообрядцы отказались. Новый императорский указ от 22 августа 1799 года предписывал прекратить с московскими старообрядцами всякие отношения. Жесткая линия Павла I заставила старообрядцев Москвы вновь искать сближения, но уже на ограниченных митрополитом Платоном (Левшиным) условиях. Позже, на основании «ходатайства о принятии в единоверие старообрядцев нижегородских и московских, единоверие, как форма воссоединения старообрядцев с Православной Церковью», было подробно регламентировано «пунктами о единоверии» митрополита Платона, утверждёнными императором Павлом 27 октября 1800 года.

Единоверие в XIX веке

8 августа 1832 года было издано постановление Святейшего Синода, которое облегчало переход в единоверие т. н. «незаписным старообрядцам», но это не меняло общего прохладного отношения иерархов Русской православной церкви к идее единоверия. Большинство архиереев придерживались взгляда на единоверие по которому оно допускалось в смысле «благой надежды, что старообрядцы-единоверцы со временем просветятся Богом и ни в чем в не разнствующее с Церковью приидут согласие». Такой позиции придерживались: митрополит Платон (Левшин), митрополит Московский (позже Санкт-Петербургский) Серафим (Глаголевский), архиепископ Рязанский Филарет (Амфитеатров), митрополит Московский Филарет (Дроздов).

Единоверие в XX веке

В 1906-1907 годах IV Всероссийский миссионерский съезд, проходивший в Киеве и VI Отдел Предсоборного присутствия заявили о равночестности древнего и нового обрядов. Центром единоверческого движения стала община Санкт-Петербурга, которую возглавлял настоятель Никольского собора священник Симеон Иванович Шлеёв.

В 1910 году в Москве собрался I Всероссийский единоверческий съезд, собравший более сотни депутатов от клириков и мирян. Представителем от Синода на съезде единоверцев был архиепископ Выборгский и Финляндский Сергий (Страгородский).

С 22 по 30 января 1912 года в Санкт-Петербурге состоялся II Всероссийский единоверческий съезд председательствовал на котором архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий). На повестке дня работы съезда были: пересмотр правил единоверия; вопросы богослужения в единоверческих церквах; вопросы, касавшиеся организации общества единоверцев и общего управления единоверием в России; вопрос о клятвах московских Соборов XVII века; проблема привлечения в лоно Православной Церкви старообрядцев-беглопоповцев и представителей других согласий. 31 января 1912 года группа депутатов съезда была принята Николаем II. На этой встрече митрополитом Антонием был поднят вопрос об официальном наименовании единоверцев — «православными старообрядцами».

К 1918 году на территории Российской империи действовало около 600 единоверческих приходов и несколько монастырей.

Бывшая единоверческая Вознесенская церковь в Новопокровском (Кинешемский р-н)

Поместный Собор 1917-1918 годов утвердил право единоверцев на особых старообрядных епископов, имеющих статус викарных:

Постановление («Деяние») Священного Синода Русской Православной Церкви под председательством Заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) от 10 (23) апреля 1929 года признало равноспасительность старого обряда, снимало клятвы со староверов и признаются недействительными постановления Большого московского собора 1666-1667 годов. Это Постановление было подтверждено Поместным собором Русской Православной Церкви 1971 года, который указал также на ненужность и насильственный характер церковной реформы XVII века и окончательно утвердил тождественность не только единоверия, но и старообрядчества православию: «Освященный Поместный собор любовно объемлет всех свято хранящих древние русские обряды, как членов нашей Святой Церкви, так и именующих себя старообрядцами, но свято исповедующих спасительную православную веру». Более того, Собор, повторимся ещё раз, дозволил преподавать Святые Тайны не только единоверцам, но и старообрядцам, «как имеющим с нами единство в таинствах». На Поместном соборе 1988 года определения Собора 1971 года были повторены.

В советское время не закрытыми оказались только 3 единоверческих прихода (с. Малое Мурашкино, в Латвии и Кировоградской епархи Украины). Последним храмом московских единоверцев до 1960-х гг. была Никольская церковь на Рогожском кладбище, после чего единоверческие службы шли лишь в южном (во имя иконы Божией Матери Троеручицы) приделе этого храма (прекратились в 1988).

После краха коммунистической системы единоверие в РПЦ начало возрождаться в несколько ином виде — инициатива создания приходов идёт снизу, представляя своего рода «внутреннюю эмиграцию» в РПЦ из числа неприемлющих обрядовых нововведений Никона и представляют из себя консервативную часть РПЦ (достаточно часто современные единоверцы не имеют прямой преемственности от прежних).

Статистика

В 1903 году из старообрядческого раскола присоединилось к Церкви 10 213 человек (из них 2 461 на основах единоверия), а в 1904 году присоединилось 9 179 человек (из них 2 298 на правах единоверия).

На 1 января 1908 года числилось 444 407 человек единоверцев при том, что в епархиях Благовещенской, Владивостокской, Гродненской, Минской, Смоленской, Финляндской и Ярославской единоверцев не было вообще, а Иркутская, Туркестанская, Херсонская, Холмская и Грузинский экзархат сведения в Святейший Синод не предоставили.

Наибольшее количество единоверцев на 1908 год проживало: в Оренбургской епархии — 89 307, Пермской — 52 308, Екатеренбургской — 51 701 и Томской — 45 233.

Года 1904 1905 1906 1907 1908
Количество храмов 398 386 385 415
Число единоверцев 444 407

Современное состояние единоверия

Бывшая единоверческая Никольская церковь в селе Большое Мурашкино (ныне храм РПСЦ)

В 2000 году на Архиерейском соборе Русская православная церковь заграницей принесла покаяние перед старообрядцами:

«Мы глубоко сожалеем о тех жестокостях, которые были причинены приверженцам Старого Обряда, о тех преследованиях со стороны гражданских властей, которые вдохновлялись и некоторыми из наших предшественников в иерархии Русской Церкви… Простите, братья и сестры, наши прегрешения, причинённые вам ненавистью. Не считайте нас сообщниками в грехах наших предшественников, не возлагайте горечь на нас за невоздержные деяния их. Хотя мы потомки гонителей ваших, но неповинны в причинённых вам бедствиях. Простите обиды, чтобы и мы были свободны от упрёка, тяготеющего над ними. Мы кланяемся вам в ноги и препоручаем себя вашим молитвам. Простите оскорбивших вас безрассудным насилием, ибо нашими устами они раскаялись в соделанном вам и испрашивают прощения… В XX веке на Православную Российскую Церковь обрушились новые преследования, теперь уже от рук богоборного коммунистического режима… Мы со скорбью признаём, что великое гонение нашей Церкви в прошедшие десятилетия отчасти может быть и Божиим наказанием за преследование чад Старого Обряда нашими предшественниками. Итак, мы сознаём горькие последствия событий, разделивших нас и, тем самым, ослабивших духовную мощь Русской Церкви. Мы торжественно провозглашаем своё глубокое желание исцелить нанесённую Церкви рану…»[1]

В структуре РПЦЗ на территории США существовует специальная викарная единоверческая кафедра. Долгое время единоверцами в Америке управлял епископ Ирийский Даниил (Александров). В 2008 году в РПЦЗ был рукоположён единоверческий епископ Иоанн (Берзинь).

В 2000 году Русская православная церковь отметила 200-летие учреждения Единоверия.[2] На юбилейном Архиерейском соборе в 2000 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II указал на то, что древние русские чины и обряды составляют «общее сокровище» всей Церкви.

Единоверческие общины

В России единоверческие общины организационно подчиняются управляющим епархий Русской Православной Церкви.

Приходы с официальным статусом
  1. Имеется сайт .
  2. Храм святителя Николы в Студенцах (Казанской иконы Богородицы). Адрес: 109004, г. Москва, ул. Таганская 20а. Телефон: (495) 9125243, 9127329. Клирики: священноигумен Петр (Васильев) — настоятель. Храм построен в 1672-73 гг., освящен в 1996 году архиерейским чином. Богослужения с 1994 года. Пение наонное. Алтарь расписан. Имеется новый многоярусный иконостас. К молитве допускаются как правило единоверцы и старообрядцы.
  3. Храм святителя Николы (Троицы Живоначальной) на Берсеневке. Адрес: 109072, г. Москва, Берсеневская наб., 18-22. Телефон: (495) 9590862, 9590930. Клир: игумен Кирилл (Сахаров) — настоятель. Храм известен с 1625 года, современная постройка с 1656—1657 гг. Имеются трапезные палаты и освященный придел преп. Феодосия Великого. Пение наонное. Община активна в распространении старого обряда: в некоторых епархиях РПЦ МП (Владимирской, Тверской и др.) имеются незарегистрированные группы православных, придерживающихся старого чина, окормляемые берсеневской общиной.
  4. Храм Архангела Михаила. Адрес: 140111, п/о Чулково, с. Михайловская Слобода Раменского района Московской обл. Телефон: (495) 5105181. Клир: игумен Имеется сайт Работает воскресная школа и лекторий для взрослых.
  5. Храмы Спаса-Преображения и св. Иоанна Лествичника. Адрес: 142640, г. Куровское Орехово-Зуевского р-на Московской обл., ул. Советская 89. Телефон: (496) 4115159. Клир: иерей Димитрий Кузнецов — настоятель. Характеристика: Приход с 1994 года, образован при переходе в РПЦ старообрядцев-неокружников.
  6. Храм Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Адрес: с. Осташово Воскресенского района Московской обл. Телефон: (495) 9031840. Клир: игумен Иринарх (Денисов) — настоятель; священноинок Антоний (Аненко) — служащий священник. Община с 1991 года из бывших старообрядцев-поповцев насчитывает более 200 прихожан.
  7. Часовня www.edinoverie.narod.ru.
  8. Храм преп. Сергия Радонежского и часовня Тихвинской иконы Богородицы. Адрес: пос. Павлово-на-Неве Кировского района Ленинградской обл. Телефон: -. Клир: иерей Сергий Чиж — настоятель. Приход действует с 1991 года.
  9. Михаило-Архангельский единоверческий приход г. Екатеринбурга. Действует с мая 2011 года, временно при храме целителя Пантелеймона. Адрес: 620030 г. Екатеринбург, ул. Сибирский тракт, 8-й километр. Телефон: (343)-2546550. Клирик — игумен Димитрий (Байбаков) — настоятель.
  10. Храм святителя Николы Чудотворца. Адрес: 622034, пос. Горбуново г. Нижний Тагил Свердловской обл., ул. Радужная 2а. Клир: протоиерей Леонтий Колногоров — настоятель, священноинок Даниил (Колногоров). Приход образовался в 1996 году присоединением к РПЦ МП общины старообрядцев часовенного согласа во главе с наставником.
  11. Храм Архангела Михаила. Адрес: г. Верхний Тагил Свердловской обл. Клир: иерей Сергий Комаров — настоятель. Приход возник в 2007 году, храм построил и стал в нём священником (2008) нынешний настоятель, присоединившийся от старообрядцев-часовенных. Приход ведет миссионерскую работу.
  12. Казанский единоверческий храм. Адрес: 624171, пос. Быньги Невьянского района Свердловской обл., Телефон: (34356) 30186. Клир: иерей Игорь. Характеристика: Храм 1852 года постройки.
  13. Храм Покрова Пресвятой Богородицы. Адрес: 606360 с. Малое Мурашкино Большемурашкинского района Нижегородской обл. Телефон: — Клир: священноинок Сергий (Гапонов). Приход с 1876 года, храм никогда не закрывался, хотя в 1937—1943 богослужения не совершались. Всего в приходе около 100 человек, коренные единоверцы, проживающие среди старообрядческого населения района.
  14. Храм иконы Богородицы «Всем скорбящим радость». Адрес: с. Сёмино Ковернинского района Нижегородской обл. Новопостроенный храм, богослужения с 2009 года, Литургия совершается через Воскресенье. Община состоит из старообрядцев разных согласий, всего около 25-30 человек.
  15. Храм Казанской иконы Богородицы. Адрес: г. Иваново, ул. Фрунзе 7. Телефон: -. Клир: иерей Алексий Порхун. Характеристика: Община присоединилась к РПЦ от старообрядцев белокриницкого согласия в 1991 году вместе с уставщиком Лаврентием Селиным, который был рукоположен в иереи.
  16. Молитвенный дом св. пророка Илии. Адрес: Республика Беларусь, г. Минск Телефон: (375) 172563110. Клир: постоянного священника нет. Пастырское попечение оказывает игумен сайт
  17. Храм святителя Николы. Адрес: село Усть-Цильма Республики Коми. Клир: иеромонах Стефан. Единоверческий приход существовал в селе с 1856 года, снова образован в 2004 году. Храм строится.
  18. Свято-Покровский единоверческий храм. Адрес: Украина, село Злынка Маловисковского района Кировоградской области. Клир: протоиерей Александр Ховрящук — настоятель. Характеристика: старейший единоверческий приход, основан в 1798 году, до официального учреждения единоверия.
  19. Храм святителя Николы Чудотворца. Адрес: г. Нежин Черниговской обл., Украина. Телефон: (380) 674357116. Клир: игумен Серафим (Варванин) — настоятель. Приход действует с 2009 года, ведется миссионерская деятельность. Богослужения совершаются также в часовне великомученика Георгия и молитвенном доме с. Григоровка около г. Нежина.
  20. Храм Покрова Пресвятой Богородицы. Адрес: с. Московское Вишкской волости Даугавпилсского района, Латвия. Клир: иерей Дионисий Горюнов, настоятель Успенского храма г. Даугавпилса. Богослужения совершаются по особому расписанию, собирается около 20 человек. Есть сведения, что с 2009 года богослужения совершаются по новому чину.
  21. Храм Рождества Христова. Адрес: США, г. сайт, издает церковную литературу, в том числе двуязычную богослужебную. Имеется хорошо организованная воскресная школа для детей и взрослых. Регулярно ведётся работа с молодёжью, проводятся культурно-общественные и спортивные мероприятия.
  22. Храм святителя Николая. Адрес: США, г. Эдинборг, штат Пенсильвания. Клир: иерей Серафим Винг — настоятель. Храм находится в ведении управляющего Патриаршими приходами в США. Находится недалеко от крупного прихода в г. Ири, выходцами из которого являются настоятель храма и матушка — регент хора. Богослужебный язык — преимущественно английский.
  23. Домовый храм в честь св. апостола Андрея Первозванного. Адрес: 690091 г. Владивосток, ул. Пологая 65 (для почты); ул. Сахалинская 37а (МЧС). Клир: священноиерей Сергий Галанов.
  24. Приход св. Троицы. Адрес: с. Хайново Красноярского края. Клир: диакон Константин Зеленов. Характеристика: Приход присоединился в 2009 году к РПЦ от «Высшего церковного управления православной российской церкви».
Двуобрядные приходы
  1. Храм Спаса Преображения. Адрес: Латвия, г. Рига, просп. Виестура 11. Телефон: (371) 67397676. Клир: иерей Александр Шабельник — настоятель. Часть прихода (30-40 человек) составляют бывшие старообрядцы-поморцы, которые в 2002 году вместе с наставником Иоанном Миролюбовым вышли из Гребенщиковской старообрядческой общины. Имеются головщик и причётники, знающие старый обряд. Регулярно 1-2 раза в месяц проводятся богослужения по древнему чину (всенощное бдение, Литургия). По просьбе верующих древним чином совершаются и требы.
  2. Храм Казанской иконы Богоматери. Республика Тыва, с. Сарыч-Сеп г. Кызыла, ул. Енисейская 179. Адрес: Телефон: (394) 32228227. Клир: иеромонах Авель (Скороходов) — настоятель. Приход, помимо основных, имеет миссионерские функции, так как расположен в месте компактного проживания старообрядцев-беспоповцев.
  3. Храм Успения Пресвятой Богородицы. Адрес: пгт. Солоницевка Харьковского района Харьковской обл., Украина. Телефон: -. Клир: протоиерей Виктор Мацевитый. По архиерейскому благословению совершаются отдельные богослужения старым чином, которые привлекают местных старообрядцев-поморцев.

Единоверческие монастыри

К 1917 году было 9 мужских, 9 женских единоверческих монастырей и одна женская община[3]. В конце 1900-х годов в них насчитывалось около 90 монахов и около 170 монахинь, более 170 послушников и более 480 послушниц[4]. В годы советских репрессий против религии были упразднены (а частью полностью уничтожены) все единоверческие монастыри. В настоящее время из них не возрождено ни одного монастыря с единоверческим уставом.

Наиболее известные единоверческие монастыри
  1. Всехсвятский единоверческий монастырь (Москва);
  2. Высковская Успенская пустынь (ранее в Костромской губернии, ныне — в Нижегородской области);
  3. Златоустовский Воскресенский монастырь в Уфимской епархии;
  4. Керженский Благовещенский единоверческий скит в Нижегородской епархии;
  5. Максаковский Троицкий монастырь в Черниговской епархии;
  6. Московский Никольский единоверческий монастырь;
  7. Николаевский Преображенский монастырь в Черниговской епархии;

Деятели единоверия

Архиепископ Охтенский Симон (Шлеев)
Епископ Мстёрский Амвросий (Сосновцев)

Примечания

  1. Михаил Тюренков. Воссоединение Русской Церкви в перспективе Единоверия
  2. Единоверие. 200 лет.
  3. «Из истории единоверческих монастырей в России».
  4. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи. -М., 1908.

Литература

  1. Единоверие // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. Православное единоверие в России. Сост. П. Чубаров. СПб., 2004.
  3. Бражников Илья. Современный смысл Единоверия.
  4. Первушин М. В. Единоверие до и после митрополита Платона (Левшина).
  5. Петр (Васильев), cвященноигумен. «Для того, чтобы приход мог считаться единоверческим, недостаточно спеть догматик в унисон» — интервью.
  6. Симон (Шлеев), еп. Единоверие в своём внутреннем развитии (в разъяснении его малораспространенности среди старообрядцев). — М.: «Медиум», 2004. — 480 с. — ISBN 5-85691-059-1
  7. Тюренков Михаил. Православие, Единоверие, Старообрядчество.

Ссылки

  • Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции
  • Православное старообрядчество в лоне Русской Православной Церкви
  • Старообрядные приходы РПЦ (Единоверие). Краткая история.
  • Единоверческая Община Санкт-Петербурга
  • Сайт единоверческого прихода Тихвинской Иконы Божьей Матери (Лен. область, Анинский погост (пос. Павлово-на-Неве))
  • Старообрядцы: Назад, в будущее!
  • священноиерей Иоанн Миролюбов Старый обряд в РПЦ: век XX и настоящее время


Единоверчество.

© 2021–2023 progulki-po-reke-moskwa.ru, Россия, Нальчик, ул. Терская 11, +7 (8662) 65-82-84