13-10-2023
Еди́ный уче́бник исто́рии — инициатива создания линейки учебников истории для средней школы, высказанная президентом России В. В. Путиным. По мнению президента, учебники должны быть свободны от двойных толкований и выверены стилистически[1].
Идея о едином учебнике была высказана Путиным в феврале 2013 года на заседании Совета по межнациональным отношениям[2]. Работы по созданию учебника проводит Российское историческое общество (РИО) во главе с председателем Государственной думы С. Е. Нарышкиным. Перед первым его заседанием 27 февраля 2013 года, где публично рассматривалась тема учебника, председатель правления РИО С. М. Шахрай опубликовал в «Газете.ру» статью «Напишем историю вместе», в которой заявил о необходимости «создать не просто единый, но принципиально новый учебник истории по технологии глобального проекта Wikiрedia»[3].
25 апреля 2013 года в ходе «Прямой линии с Владимиром Путиным» президент подтвердил свою позицию, сказав, что учебники истории должны иметь единую концепцию и официальную оценку происходящего[1].
Министр образования и науки России Д. В. Ливанов сообщил, что учебник может быть создан в течение года[4]. В июне президиум РИО на заседании определил «31 спорный эпизод, который надо растолковать преподавателям» в рамках работы над единым учебником. В октябре планируется объявить конкурс на работу по созданию концепции учебника[5].
По мнению Путина, высказанному им на конференции Общероссийского народного фронта, учебник должен быть «каноническим», однако в ходе преподавания следует сохранять вариативность трактовок. В то же время высказываются опасения относительно невозможности создания единого учебника. Так, советник Президента А. А. Фурсенко указал на необходимость учитывать специфику профильного обучения и предложил не понимать единый учебник «как одну конкретную книжку»[2].
Как полагает президент, без единой линейки учебников российские «молодые люди не понимают, в какой стране они живут, и не чувствуют связи с предыдущими поколениями», в том числе недооценивают подвиг ветеранов Великой Отечественной войны; существующее разнообразие учебников (до 65 наименований для 10-х классов) избыточно[6]. Единая линейка учебников позволила бы продемонстрировать непрерывность российской истории[1], показать, что «судьба России создавалась единением разных народов, традиций и культур»[2].
На заседании Российского исторического общества, посвящённом началу работы над учебником, руководитель Администрации Президента РФ С. Б. Иванов отметил, что современная подача исторического знания в школах приводит к тому, что «дети зачастую просто не понимают, о чём идёт речь»[7].
Главный редактор «Эха Москвы» А. А. Венедиктов считает, что в современной ситуации учебник не является для школьника главным источником информации[8].
Комитет гражданских инициатив опубликовал заявление, в котором утверждается, что единый учебник создать невозможно, поскольку «исторический факт» не может существовать в отрыве от различных и подчас противоречащих друг другу оценок, и что создавать его не следует, так как попытка такого рода может привести к расколу общества[9].
В июле газета «Известия» опубликовала критическую статью о подготовленной к этому времени концепции учебника, где сообщила, что «эксперты нашли в документе множество фактических ошибок и плагиата»[10].
Это заготовка статьи об образовании. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Единый учебник истории.