Progulki-po-reke-moskwa.ru

прогулки на теплоходе по Москве реке

Жорж Дюмезиль

14-09-2023

Жорж Дюмезиль

Жорж Дюмези́ль (Georges Dumézil; 4 марта 1898 — 11 октября 1986) — французский мифолог и филолог-компаративист, который выдвинул и разработал теорию трёх функций[1] (см. ниже).

Учился в Высшей нормальной школе, испытал влияние Антуана Мейе. В своей диссертации пытался доказать, что греческая амброзия и индийская амрита — напитки, дарующие бессмертие, — восходят к праиндоевропейскому корню[2]. Столкнувшись с враждебным отношением со стороны академического сообщества, Дюмезиль в 1925 году стал преподавать в Стамбульском университете, где увлёкся кавказскими языками — работал с последними носителями убыхского языка, переселившимися в XIX веке в Турцию. Исследовал осетинский эпос, в котором нашёл поразительные соответствия с преданиями кельтов. В 1931 году поступил в штат Упсальского университета, где познакомился со Стигом Викандером. Также находился в дружеских отношениях с Мирчей Элиаде. В 1978 году избран членом Французской академии. В 1984 году был удостоен престижной премии Чино дель Дука.

Содержание

Теория трёх функций

Путём сопоставления языкового материала и мифов различных индоевропейских народов Дюмезиль пришёл к выводу, что протоиндоевропейское общество функционально делилось на три сословия — жреческое (ср. брахманы), воинское (ср. кшатрии) и земледельческое (ср. вайшьи). Каждой касте соответствовало особое божество: скажем, у жрецов это был грозный, но справедливый бог-судья, карающий бог правосудия (Зевс — Юпитер — Один — Перун — Пяркунас — Митра — Варуна), у воинов — бог войны (Тор — Марс — Арес — Индра), у земледельцев — бог плодородия (Фрейр — Квирин — Велес).

Теория оказала огромное влияние на дальнейшие исследования в области индоевропеистики, особенно во Франции, и на становление структурализма (Дюмезиль способствовал продвижению карьеры молодого Фуко), хотя её схематичность неоднократно подвергалась критике)[1].

Издания и переводы

Дюмезиль — автор около 40 книг, важнейшие из которых остаются непереведёнными на русский язык.

Русские издания:

  • Осетинский эпос и мифология (Серия «Исследования по фольклору и мифологии Востока»). — М.: Наука, 1976. — 276 с.[3][4]
  • Верховные боги индоевропейцев (Серия «Исследования по фольклору и мифологии Востока»). — М.: Наука, 1986. — 234 с.
  • Скифы и нарты / Сокр. пер. с фр. А. З. Алмазовой. — М.: Наука. 1990. — 231 с.
  • Дюмезиль Ж. Доклады Сочинского отдела географического общества СССР. Выпуск I. — Л., 1968; вып. II, Л., 1971.

Названы в его честь

Имя Жоржа Дюмезиля носит гимназия № 45 во Владикавказе[5].

Примечания

  1. ↑ Трёхсоставная индоевропейская идеология // Элиаде М. История веры и религиозных идей. Том первый. Глава VIII. § 63.
  2. Annales du Musée Guimet. Bithothèque d'Études. Tome xxxiv. Le Festin d'Immortalité. By Georges Dumézil, docteur ès-lettres. 10 × 6½, xix + 322 pp. Paris, Geuthner, 1924
    Энциклопедия мифологии. Амрита
  3. Отрывок из книги
  4. Отрывок из книги
  5. Сайт гимназии

Литература

  • Емельянов-Лукьянчиков М.А. Иерархия радуги. Русская цивилизация в наследии К.Леонтьева, Н.Данилевского, О.Шпенглера, А.Тойнби. М., Русский мир, 2008, 700 с.
  • Медведев А. П. В поисках древнейших социальных структур индоевропейцев (к 100-летию Ж. Дюмезиля) // Вестник ВГУ. Серия 1, Гуманитарные науки. 1997. №2. С. 99—113.
  • Wouter W. Belier. Decayed Gods: Origin and Development of Georges Dumezil’s «Ideologie Tripartie». Brill Academic Publishers, 1991.

Жорж Дюмезиль.

© 2021–2023 progulki-po-reke-moskwa.ru, Россия, Нальчик, ул. Терская 11, +7 (8662) 65-82-84