10-07-2023
Красное Сормово | |
Тип |
Открытое акционерное общество (с 1994) |
---|---|
Год основания | |
Расположение | |
Ключевые фигуры |
Николай Жарков |
Отрасль |
Судостроение |
Продукция |
Машиностроение |
Оборот |
4,5 млрд руб. (2008) |
Чистая прибыль |
чистый убыток 130 000 руб. (2008)[1] |
Сайт |
krsormovo.nnov.ru/ Награды: |
«Кра́сное Со́рмово» — судостроительное предприятие в Сормовском районе Нижнего Новгорода, одно из старейших предприятий в данной отрасли. Основано в 1849 году русским промышленником греческого происхождения Дмитрием Егоровичем Бенардаки[2] как многопрофильное предприятие для выполнения ответственных государственных заказов. С 1994 года является открытым акционерным обществом, полное название — ОАО «Завод „Красное Сормово“».
Завод «Красное Сормово» — одно из крупнейших судостроительных предприятий России. Выпускает речные суда и суда типа река—море, оборудование для буровых установок, понтоны, сельскохозяйственные машины. По состоянию на 2006 год структура завода включает четыре основных производства, пять вспомогательных производств и инженерный центр.
Основные производства:
Вспомогательные производства (ремонтно-механическое, ремонтно-строительное, электроремонтное, газовое хозяйство, транспортное производство) обеспечивают деятельность предприятия.
В инженерном центре проводится разработка новых судов и других образцов продукции.
Содержание |
С 1 декабря 2004 года входит в «Группу компаний Морские и нефтегазовые проекты» (Группа МНП).
33,5 % акций принадлежит ОАО «Западный центр судостроения».
На внеочередном собрании акционеров переизбран совет директоров предприятия, в него входят:[3]
Датой рождения завода считается 21 июля 1849 года. В этот день Балахнинский уездный суд утвердил купчую на участок земли на правом берегу Волги между деревнями Соромово и Мышьяковка. По этой купчей балахнинская помещица Крюкова продавала участок отставному майору Алексею Ивановичу Узатису, который действовал по доверенности компании «Нижегородская машинная фабрика и Волжско-Камское буксирное и завозное пароходство».
Первым судном, произведённым на заводе стал деревянный колёсный пароход «Ласточка», спущенный на воду в 1850 году. В том же году был построен двухтрубный кабестан «Астрахань». Первым пароходом с металлическим корпусом стал «Орел», спущенный на воду 30 апреля 1852.
В 1860 году разразился экономический кризис, все акции Нижегородской машинной фабрики были скуплены Дмитрием Егоровичем Бенардаки, отставным поручиком, греком по национальности.
4 февраля 1872 года было организовано акционерное общество «Сормово».
С начала XX века до Октябрьской революции завод выполняет крупные правительственные заказы военного профиля. На заводе работает около 20 тыс. человек, работающих в 48 цехах и семи технических бюро.
Начав со строительства паровых судов с деревянными корпусами, завод быстро перешёл к пароходам и баржам с железной обшивкой. Среди заказов завода были как военные, так и гражданские: флотилия судов для Каспийской военной флотилии, первая в России землечерпательница (1858), туерные, буксирные, грузопассажирские и вспомогательные однопалубные суда. Первым двухъярусным судном Сормовской верфи стал пассажирский пароход «Переворот» (позднее переименованный в «Колорадо»), спущенный на воду в 1871 году. В 1887 году в рамках заказа нефтяной компании «Товарищество Братьев Нобель» завод строит свой первый морской танкер.
Во время Всероссийской выставки, проходившей в 1896 году в Нижнем Новгороде, завод представил двухпалубные колёсные пассажирские пароходы «Император Николай II» и «Императрица Александра», впервые оснащённые электрическим освещением. Важным событием стало создание первых в мире теплоходов. В 1903—1904 для «Товарищества Братьев Нобель» завод построил дизель-электроходы «Вандал» и «Сармат».
В 1902 году на заводе для крейсера «Очаков» были построены 2 самые большие в России паровые машины.
В 1908—1913 производство ещё более расширяется, выпускаются пароходы, переправы, первый в России морской дизельный танкер, караван судов для засыпки нефтеносного участка Биби-Эйбатской бухты (близ г. Баку).
В 1912—1914 годах на Сормовском заводе был построен пароход «Великая княжна Ольга Николаевна» (более известный под названием «Володарский»), проработавший на Волге более семидесяти лет, и ставший, таким образом, одним из самых долговечных волжских судов за всю историю.
За весь дореволюционный период завод выпустил 489 судов.
Паровозостроение на заводе было начато в 1898 году, когда завод выпустил сразу 28 паровозов серии Од. В 1910 году на заводе, под руководством инженера Б. С. Малаховского, был построен первый паровоз серии С — «Сормовский», получивший признание как лучший пассажирский дореволюционный паровоз России.
В 1920 году на заводе были построены первые в России танки, первый из которых назывался «Борец за свободу товарищ В. И. Ленин». Во время Великой Отечественной войны завод № 112 производил танки Т-34, планомерно повышая качество продукции.
18 июня 1918 года постановлением Всероссийского Совета Народного Хозяйства завод был национализирован. В годы гражданской войны завод являлся основной судоремонтной базой Волжской военной флотилии.
С 23 февраля 1930 года на заводе началось производство подводных лодок для ВМФ СССР.[4]
В конце 1950-х годов на заводе были разработаны и построены флагманы волжского пассажирского флота, дизель-электроходы «Ленин» и «Советский Союз».
В августе 1957 года на воду было спущено первое пассажирское судно на подводных крыльях «Ракета».
В 1960-х годах на заводе начали производство атомных подводных лодок. 18 января 1970 года в цехе, где строилась подводная лодка К-320 проекта 670 «Скат», произошёл несанкционированный запуск реактора. Помещение цеха подверглось радиоактивному заражению, многие рабочие получили большие дозы облучения. Авария устранялась в течение 3-х месяцев силами рабочих цеха и сотрудников ЦКБ «Лазурит».
В 2004-2009 годах на заводе «Красное Сормово» было построено 7 танкеров серии 19619, заказанных Азербайджанским государственным Каспийским морским пароходством.[5]
В 2007 году предприятие фактически закончило техническое перевооружение. Рост объёмов производства 2006→2007 на заводе составил 16 %; к осени 2007 года уже заключены контракты на 2008-2009 годы[6].
Строительство четырёх сухогрузов для итальянской судоходной компании «Pietro Barbaro S.A»:[7]
В 2007 году предприятие выполняло контракт с турецкой судоходной компании «Palmali Group», который предусматривает строительство трёх танкеров проекта 19619.
|
||||
---|---|---|---|---|
Гражданские суда по назначению
Военные суда по странам
|
Завод Красное Сормово.