Progulki-po-reke-moskwa.ru

прогулки на теплоходе по Москве реке

Загреков, Николай

13-10-2023

Николай Загреков

Автопортрет (начало 1930-х гг.)
Дата рождения:

19 (07) мая 1897 года

Место рождения:

Саратов

Дата смерти:

13 июля 1992(1992-07-13)

Место смерти:

Берлин

Происхождение:

Российская империя

Гражданство:

ФРГ - с 1954 г.

Учёба:

Корнеев, Федор Михайлович
Карёв, Алексей Еремеевич
Савинов, Александр Иванович
Кончаловский, Пётр Петрович
Машков, Илья Иванович[1]

Стиль:

группы Новая вещественность, Островная группа

Известные работы:

«Девушка с рейсшиной» (1929), «Ритм труда» (1927)

Награды:

Профессор, обладатель звания VIP за вклад в искусство Германии (1973), академик Итальянской Академии искусств (1979), обладатель почетного креста за заслуги перед страной (1979), золотая Евро-медаль за вклад в области искусства и охраны культуры (1980), лауреат премии «Золотая пальмовая ветвь Европы» (1986)[1].

Николай Александрович Загреков (нем. Nikolaus Sagrekow) (1897, Саратов — 1992, Берлин) — немецкий художник из русских эмигрантов, представитель направления «новая вещественность».

Содержание

Биография

Русский период

Родился в дворянской семье саратовского юриста. В 1914—1918 гг. учился в саратовском Боголюбовском рисовальном училище у Федора Корнеева, также в Высших свободных государственных художественных мастерских (СВОМАС) у Алексея Карёва и у профессора Александра Савинова (1918—1921). Получив в 1919 году звание ученого рисовальщика, женился на поволжской немке Гертруде Галлер, что оказалось важным фактором его дальнейшей жизни[1].

В Москве в 1919—1921 гг. учился в во ВХУТЕМАС в мастерской Петра Кончаловского и Ильи Машкова, там же овладел основами архитектурных знаний. В 1921 году уехал вместе с женой в Германию для продолжения учебы. Там он остался на всю жизнь[1].

Немецкий период

В Берлине в 1922—1925 гг. учился в Профессиональном училище искусства и ремесла (Gewerbeschule für kunst und Handwerk) у профессора Гарольда Бенгена, затем с 1925 по 1933 гг. преподавал там же портретную живопись и обнаженную натуру[1].

Период творческого расцвета художника приходится на конец 1920-х — начало 1930-х годов. В начале 1920-х годов художник подписывает свои произведения Nikolai Sagrekoff, позже он изменит подпись на Nikolaus Sagrekow[2]. Он постоянно участвует в художественных выставках в Берлине, Мюнхене, Париже, Вене; экспонент выставок Прусской Академии художеств, Мюнхенского и Берлинского Сецессионов, Союза берлинских художников. Известные работы художника этого периода — «Девушка с рейсшиной» (1929), «Ритм труда»[3] (1927) и проч. «Его энергичные, стриженные под мальчика модницы-спортсменки 1920-х и мускулистые футболисты 1930-х легко вписались в ар-декошный гламур: знаменитую „Девушку с рейсшиной“ перепечатали на обложке мюнхенского Jugend, а в авторе признали видного представителя немецкой „новой вещественности“. Это здоровое, жизнерадостное, с крепким академическим рисунком искусство трудно было заподозрить в дегенеративности, так что, невзирая на национальность, герр Загреков не особенно пострадал при национал-социалистах»[4].

Контакты с родными и друзьями в Советской России продолжал до 1936 года, после новости о смерти матери и аресте брата Бориса[1].

С 1929 года — действительный член Союза берлинских художников. В 1933 году потерял место преподавателя в Училище в связи с «чисткой кадров» по национальному признаку, но в 1934—1944 гг. продолжил ту же деятельность, уже в частной школе живописи в Зименштадте, возглавляемой художником Ёгеном Шпиро. После бегства последнего из Германии в 1937-м, занял его место. C 1930-х работает в качестве архитектора[1].

Если бы такого художника не существовало, его следовало бы выдумать. И не только потому, что биография Загрекова способна озолотить не одно поколение романистов и кинематографистов. (…) Просто такие мастера словно бы специально созданы, чтобы подтверждать крупнокалиберные искусствоведческие концепции про единство «салонного», «официозного», «тоталитарного» и прочих отрицательных искусств на Западе и Востоке (Анна Толстова. «Золотая посредственность» // «Коммерсант»[4])

В 1938—1944 гг. Загреков — член «Inselgruppe» (Островная группа), не имевших возможности творить во время нацизма. После Взятия Берлина в доме Загрекова размещается советская комендатура, причем он получает заказ на 12 портретов маршалов, в том числе Жукова и Рокоссовского[1].

Послевоенный период

Дом художника, находящийся в Шпандау, после разделения Берлина оказался в западном секторе. Немецкое гражданство было получено Загрековым в 1952 году. В том же году становится заместителем председателя Союза берлинских художников и его почетным членом[1].

В 1960—1970-е годы работает как свободный художник. В числе созданных им портретов — изображения политических деятелей Германии, в том числе Фридрих Эберт, Густав Штреземан, Вилли Брандт, Вальтер Шеель[1].

В 1991 в Берлине прошла последняя прижизненная выставка. Скончался 13 июля 1992 года в собственном доме в Берлине на 95-году жизни. Похоронен на кладбище «In den Kisseln» в берлинском районе Шпандау[1].

После его кончины было создано Общество друзей Загрекова, а дом стал действующим домом-музеем художника[1].

Архитектор

Дом на Лютовплатц

Архитектурной деятельностью стал заниматься с середины 1930-х.

Сохранившиеся сооружения:

  • собственный дом художника в Берлине в районе Шпандау (Berlin-Spandau, Seegefеlder Str., 216; 1930-е). На первом этаже трехэтажного особняка расположились художественная мастерская и картинная галерея. В настоящий момент — дом-музей.
  • Дом Союза берлинских художников на Лютцовплатц — Haus am Lützowplatz (Lützowplatz, 9; 1945—1949). Разрушен во время войны, реконструирован под руководством Загрекова.
  • генеральный план и застройка жилого квартала из 5 двухэтажных блокированных домов типа таунхаусов по ул. Глокентурмштрассе, 20-28 (Glockenturmstrasse, Berlin-Charlottenburg), 1958—1964.

Нереализованные проекты:

  • проект вокзала Хеерштрассе (1939)
  • 5 проектных вариантов собственной художественной школы в районе Glockenturmstrasse (1933, 1948, 1952, 1953, 1966)
  • эскизы замка Шарлоттенбург (1952) и замка Беллевю в Берлине (1957)
  • многосемейный дом на Лаутерштрассе (1954)
  • производственные помещения на Глазовер штрассе (1959)[1].

Участвовал в архитектурном конкурсе на проект Немецкого музея в Мюнхене (1927); в разработке эскизов таунхаусов в Бильдхауэр — угол Шрифтзетцервег (1956, переработаны другим архитектором)[1].

Оценка творчества

Анна Толстова, «Коммерсант», о ретроспективной выставке: «На выставке малоинтересное загрековское творчество последних 50 лет представлено скупо: преобладает суховатая плакатная живопись 20-30-х. Этот „лучший“ Загреков в стилистическом плане — замечательный, хрестоматийный пациент, у которого отчетливо диагностируются все симптомы и синдромы модернизма неясной, правда, в национальном смысле этиологии. Вот вроде бы прощупывается лучизм, но от Михаила Ларионова он или от Ловиса Коринта — сам черт не разберет. Вот выявляется кубизм, но от „бубновых валетов“ или от немецких сезаннистов — гадать бесполезно. Есть также что-то символистско-экспрессионистическое, чем можно было заразиться хоть от Кузьмы Петрова-Водкина, хоть от Карла Хофера. Главный же недуг — „нововещественная“ фотографичность, но чего в ней больше — мюнхенца Александра Канольдта или остовца Александра Дейнеки — тема для бесконечных спекуляций. Творческий мир художника — совершенно без границ. (…) этим приятным и абсолютно компромиссным, равно годящимся для Сталина и Вилли Брандта языком можно выразить все, что надо любой подвернувшейся под руку власти»[4].

Семья

  • Отец — Александр Николаевич Загреков (1870—1905)
  • Мать — Мария Петровна, урожденная Токарева (1870—1936)
  • Брат и сестра — Борис и Наталья[2]

Жены[1]:

  1. Гертруда Галлер (с 1919 по 1942)
  2. Анна-Мария Хан (с 1944 по 1946), бывшая ученица, впоследствии австрийский график
  3. Роза Дулер (с 1948), вдова художника Бугле

Детей нет.

Признание на родине

Долгие годы художник оставался неизвестным на родине. В XXI веке начинается его возвращение. Осенью 2005 года 5 произведений Загрекова были переданы в дар Государственному Русскому музею («„Герта“ нападает. С мячом — Ганне». (1930); «Портрет жены» (начало 1930-х); «Крестьянин с косой» (1927), графика — «Метатель копья на Олимпийских играх» (1930-е) и «Ганне с мячом» (1930)[5]. В 2007 году картина Николая Загрекова «Девушка с рейсшиной» включена в постоянную экспозицию ХХ века Третьяковской галереи[6]. Авторское повторение этой картины находится в частной коллекции Шалвы Бреуса.

Выставки:

  • В 2004 г. в рамках года культуры Германии в России — «Николай Загреков: возвращение в Россию», в Третьяковской галерее и Русском музее.
  • 2011 год — «Машков — Загреков. Учитель и ученик». Волгоградский музей изобразительных искусств им. И. И. Машкова.
  • 23 сентября 2011. Закрытый показ «Загреков вернулся» в рамках параллельной программы Международной художественной ярмарки «Арт-Москва»
  • Лето 2012 г. — «Николай Загреков и русский Берлин», Мультимедиа Арт Музей.

Примечания

  1. ↑ Биография художника Николая Загрекова // www.zagrekov.ru
  2. ↑ Основные даты жизни и творчества Николая Александровича Загрекова 1897—1992
  3. Картина, подаренная Берлинской мэрии, погибло во время войны. Сохранился уменьшенный вариант этой работы (70х178).
  4. ↑ Анна Толстова. «Золотая посредственность» // «Коммерсант»
  5. Работы Николая Загрекова были переданы в дар Государственному Русскому музею в Санкт-Петербурге
  6. Картина Николая Загрекова «Девушка с рейсшиной» включена в постоянную экспозицию ХХ века Третьяковской галереи

Литература

  • Ольга Медведко. «Художник Николай Загреков»
  • «Николай Загреков: возвращение в Россию», ГТГ. Каталог выставки

Ссылки

  • www.zagrekov.ru www.zagrekov.ru
    • Галерея работ
  • Дом-музей Загрекова на facebook

Загреков, Николай.

© 2021–2023 progulki-po-reke-moskwa.ru, Россия, Нальчик, ул. Терская 11, +7 (8662) 65-82-84