13-10-2023
Николай Загреков | |
Автопортрет (начало 1930-х гг.) |
|
Дата рождения: |
19 (07) мая 1897 года |
---|---|
Место рождения: |
Саратов |
Дата смерти: | |
Место смерти: |
Берлин |
Происхождение: |
Российская империя |
Гражданство: |
ФРГ - с 1954 г. |
Учёба: |
Корнеев, Федор Михайлович |
Стиль: |
группы Новая вещественность, Островная группа |
Известные работы: |
«Девушка с рейсшиной» (1929), «Ритм труда» (1927) |
Награды: |
Профессор, обладатель звания VIP за вклад в искусство Германии (1973), академик Итальянской Академии искусств (1979), обладатель почетного креста за заслуги перед страной (1979), золотая Евро-медаль за вклад в области искусства и охраны культуры (1980), лауреат премии «Золотая пальмовая ветвь Европы» (1986)[1]. |
Николай Александрович Загреков (нем. Nikolaus Sagrekow) (1897, Саратов — 1992, Берлин) — немецкий художник из русских эмигрантов, представитель направления «новая вещественность».
Содержание |
Родился в дворянской семье саратовского юриста. В 1914—1918 гг. учился в саратовском Боголюбовском рисовальном училище у Федора Корнеева, также в Высших свободных государственных художественных мастерских (СВОМАС) у Алексея Карёва и у профессора Александра Савинова (1918—1921). Получив в 1919 году звание ученого рисовальщика, женился на поволжской немке Гертруде Галлер, что оказалось важным фактором его дальнейшей жизни[1].
В Москве в 1919—1921 гг. учился в во ВХУТЕМАС в мастерской Петра Кончаловского и Ильи Машкова, там же овладел основами архитектурных знаний. В 1921 году уехал вместе с женой в Германию для продолжения учебы. Там он остался на всю жизнь[1].
В Берлине в 1922—1925 гг. учился в Профессиональном училище искусства и ремесла (Gewerbeschule für kunst und Handwerk) у профессора Гарольда Бенгена, затем с 1925 по 1933 гг. преподавал там же портретную живопись и обнаженную натуру[1].
Период творческого расцвета художника приходится на конец 1920-х — начало 1930-х годов. В начале 1920-х годов художник подписывает свои произведения Nikolai Sagrekoff, позже он изменит подпись на Nikolaus Sagrekow[2]. Он постоянно участвует в художественных выставках в Берлине, Мюнхене, Париже, Вене; экспонент выставок Прусской Академии художеств, Мюнхенского и Берлинского Сецессионов, Союза берлинских художников. Известные работы художника этого периода — «Девушка с рейсшиной» (1929), «Ритм труда»[3] (1927) и проч. «Его энергичные, стриженные под мальчика модницы-спортсменки 1920-х и мускулистые футболисты 1930-х легко вписались в ар-декошный гламур: знаменитую „Девушку с рейсшиной“ перепечатали на обложке мюнхенского Jugend, а в авторе признали видного представителя немецкой „новой вещественности“. Это здоровое, жизнерадостное, с крепким академическим рисунком искусство трудно было заподозрить в дегенеративности, так что, невзирая на национальность, герр Загреков не особенно пострадал при национал-социалистах»[4].
Контакты с родными и друзьями в Советской России продолжал до 1936 года, после новости о смерти матери и аресте брата Бориса[1].
С 1929 года — действительный член Союза берлинских художников. В 1933 году потерял место преподавателя в Училище в связи с «чисткой кадров» по национальному признаку, но в 1934—1944 гг. продолжил ту же деятельность, уже в частной школе живописи в Зименштадте, возглавляемой художником Ёгеном Шпиро. После бегства последнего из Германии в 1937-м, занял его место. C 1930-х работает в качестве архитектора[1].
Если бы такого художника не существовало, его следовало бы выдумать. И не только потому, что биография Загрекова способна озолотить не одно поколение романистов и кинематографистов. (…) Просто такие мастера словно бы специально созданы, чтобы подтверждать крупнокалиберные искусствоведческие концепции про единство «салонного», «официозного», «тоталитарного» и прочих отрицательных искусств на Западе и Востоке (Анна Толстова. «Золотая посредственность» // «Коммерсант»[4])
В 1938—1944 гг. Загреков — член «Inselgruppe» (Островная группа), не имевших возможности творить во время нацизма. После Взятия Берлина в доме Загрекова размещается советская комендатура, причем он получает заказ на 12 портретов маршалов, в том числе Жукова и Рокоссовского[1].
Дом художника, находящийся в Шпандау, после разделения Берлина оказался в западном секторе. Немецкое гражданство было получено Загрековым в 1952 году. В том же году становится заместителем председателя Союза берлинских художников и его почетным членом[1].
В 1960—1970-е годы работает как свободный художник. В числе созданных им портретов — изображения политических деятелей Германии, в том числе Фридрих Эберт, Густав Штреземан, Вилли Брандт, Вальтер Шеель[1].
В 1991 в Берлине прошла последняя прижизненная выставка. Скончался 13 июля 1992 года в собственном доме в Берлине на 95-году жизни. Похоронен на кладбище «In den Kisseln» в берлинском районе Шпандау[1].
После его кончины было создано Общество друзей Загрекова, а дом стал действующим домом-музеем художника[1].
Архитектурной деятельностью стал заниматься с середины 1930-х.
Сохранившиеся сооружения:
Нереализованные проекты:
Участвовал в архитектурном конкурсе на проект Немецкого музея в Мюнхене (1927); в разработке эскизов таунхаусов в Бильдхауэр — угол Шрифтзетцервег (1956, переработаны другим архитектором)[1].
Анна Толстова, «Коммерсант», о ретроспективной выставке: «На выставке малоинтересное загрековское творчество последних 50 лет представлено скупо: преобладает суховатая плакатная живопись 20-30-х. Этот „лучший“ Загреков в стилистическом плане — замечательный, хрестоматийный пациент, у которого отчетливо диагностируются все симптомы и синдромы модернизма неясной, правда, в национальном смысле этиологии. Вот вроде бы прощупывается лучизм, но от Михаила Ларионова он или от Ловиса Коринта — сам черт не разберет. Вот выявляется кубизм, но от „бубновых валетов“ или от немецких сезаннистов — гадать бесполезно. Есть также что-то символистско-экспрессионистическое, чем можно было заразиться хоть от Кузьмы Петрова-Водкина, хоть от Карла Хофера. Главный же недуг — „нововещественная“ фотографичность, но чего в ней больше — мюнхенца Александра Канольдта или остовца Александра Дейнеки — тема для бесконечных спекуляций. Творческий мир художника — совершенно без границ. (…) этим приятным и абсолютно компромиссным, равно годящимся для Сталина и Вилли Брандта языком можно выразить все, что надо любой подвернувшейся под руку власти»[4].
Жены[1]:
Детей нет.
Долгие годы художник оставался неизвестным на родине. В XXI веке начинается его возвращение. Осенью 2005 года 5 произведений Загрекова были переданы в дар Государственному Русскому музею («„Герта“ нападает. С мячом — Ганне». (1930); «Портрет жены» (начало 1930-х); «Крестьянин с косой» (1927), графика — «Метатель копья на Олимпийских играх» (1930-е) и «Ганне с мячом» (1930)[5]. В 2007 году картина Николая Загрекова «Девушка с рейсшиной» включена в постоянную экспозицию ХХ века Третьяковской галереи[6]. Авторское повторение этой картины находится в частной коллекции Шалвы Бреуса.
Выставки:
Загреков, Николай.