04-07-2023
Закон о психиатрической помощи — основной нормативный правовой акт, регулирующий организационные и экономические принципы оказания психиатрической помощи. В Российской Федерации закон о психиатрической помощи, называющийся Законом Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», был принят 2 июля 1992 года и получил номер 3185-1[1][2].
Содержание |
В советское время деятельность психиатрической службы регулировалась в основном ведомственными инструкциями Минздрава СССР, которые не публиковались в печати и не были известны общественности. Регулирование на законодательном уровне отсутствовало[3]. Задержка принятия закона о психиатрической помощи в России по сравнению с развитыми странами составила в среднем 80 лет и явилась причиной использования психиатрии в политических целях[4]. Необходимость существования данного закона отмечается в его преамбуле: «Отсутствие должного законодательного регулирования психиатрической помощи может быть одной из причин использования ее в немедицинских целях, наносить ущерб здоровью, человеческому достоинству и правам граждан, а также международному престижу государства».
В 1987 году была создана межведомственная комиссия, разработавшая Положение об условиях и порядке оказания психиатрической помощи, утверждённое Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 января 1988 г. и введённое в действие 1 марта 1988 г. В этом документе содержались определённые гарантии защиты прав лиц, страдающих психическими расстройствами, однако документ имел и ряд существенных недостатков, которые отмечались в критических выступлениях в печати. Для их устранения был создан новый законопроект, работа над которым вначале велась на базе Института им. В. П. Сербского коллективом специалистов, созданным Минздравом СССР; подготовка законопроекта была завершена после распада СССР рабочей группой Верховного Совета РСФСР, в состав которой входили специалисты (юристы и психиатры), в том числе представители Независимой психиатрической ассоциации. Именно этот законопроект и лёг в основу принятого в 1992 году Верховным Советом Закона «О психиатрической помощи...»[3].
Основными, качественно новыми демократическими нововведениями для российской психиатрии стали два нововведения Закона: обязательная судебная процедура при проведении всех недобровольных мер (освидетельствования, госпитализации, лечения) и теоретическое провозглашение полного равенства прав и свобод лиц с психическими расстройствами и всех остальных граждан, недопущение ограничения прав и свобод только на основании психиатрического диагноза, на основании факта нахождения под диспансерным наблюдением, в психиатрическом стационаре либо в психоневрологическом учреждении[5].
В 1998 году в Минздраве России была создана комиссия по подготовке законопроекта «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О психиатрической помощи..."», предпринявшая попытки ограничить демократические нововведения Закона: в частности, изъять определение «непосредственная» в формулировке, касающейся больных, представляющих «непосредственную опасность» для себя или окружающих. В результате открытого письма-протеста Независимой психиатрической ассоциации это изменение было снято. Другие изменения, предусмотренные законопроектом, включали существенное ограничение судебной процедуры при проведении недобровольных мер, снятие санкции врача на использование физического стеснения, снятие запрета испытания медицинских средств и методов лечения на тяжёлых психически больных, ограничение полномочий общественных организаций и т. п.[5] Активный протест правозащитных организаций воспрепятствовал парламентским чтениям по этому законопроекту[6]. Впоследствии (в 2000 и 2003 годах) были предприняты другие, также предотвращённые правозащитной общественностью попытки внесения изменений и дополнений в Закон о психиатрической помощи, существенно сужающих его демократические завоевания[7].
Закон о психиатрической помощи регламентирует порядок оказания психиатрической помощи, процедуру госпитализации в психиатрический стационар в недобровольном порядке и применение иных недобровольных мер медицинского характера. В частности, в 3 пунктах 29-й статьи закона приведены основания для госпитализации лица, страдающего тяжёлым психическим расстройством, в психиатрический стационар в недобровольном порядке:
а) его непосредственная опасность для себя или окружающих, или
б) его беспомощность, то есть неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности, или
в) существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи[2].
В нормативных актах, постановлениях и приказах Минздрава РФ, рассматривающих порядок и принципы недобровольной госпитализации, отсутствует чёткое определение понятия «тяжёлое психическое расстройство». Согласно приказу Минздрава РФ «О скорой психиатрической помощи» от 8 апреля 1998 года, основанием для недобровольной госпитализации могут служить не только психотические, но и аффективные состояния (к примеру, непсихотическая депрессия), а также психопатоподобные расстройства[8].
Судебное разбирательство при госпитализации в психиатрический стационар в недобровольном порядке не предусматривает проведения доказательной процедуры, то есть приведения фактов и доказательств в суде для обоснования вывода о непосредственной опасности лица, и таким образом допускает лишение свободы и лечение психотропными препаратами лиц, не совершивших противоправных действий. Данное обстоятельство неоднократно давало повод для критики закона[9][10][11][12][13] и даёт основание считать его одним из наиболее суровых законов, существующих в России в настоящее время.
Закон о психиатрической помощи не закрепляет за администрацией стационара обязанность знакомить пациента или его представителя с судебным решением об удовлетворении заявления психиатрического учреждения о недобровольной госпитализации, не устанавливает право госпитализированного в недобровольном порядке пациента возбуждать процедуру судебного контроля за его госпитализацией; тем самым не выполняется постановление ЕСПЧ по делу «Ракевич против Российской Федерации» (Страсбург, 2003 г.)[14].
По мнению представителей Московской Хельсинкской группы, закон не соответствует европейской практике оказания психиатрической помощи. Рассмотренное в ЕСПЧ дело «Ракевич против Российской Федерации» дало повод руководителю правовых программ МХГ Наталье Кравчук заявить:
...российское законодательство в этой области безлико и расплывчато. Именно по этой причине людям так тяжело отстаивать свои права и приходится доходить до Европейского суда по правам человека |
29-я статья Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании» и госпитализация в психиатрический стационар в недобровольном порядке не применяются в отношении высокопоставленных чиновников и судейских работников на том основании, что они пользуются неприкосновенностью[16]. Врач-психиатр, нарушивший данное правило, может быть лишен диплома и осужден к лишению свободы[16][17]. Паспортные данные лиц, пользующихся неприкосновенностью, подлежат внесению в компьютерную базу данных, к которой имеет доступ каждое психиатрическое учреждение и к которой обязан обращаться каждый врач-психиатр перед решением вопроса о госпитализации лица в психиатрический стационар в недобровольном порядке[16].
Закон О психиатрической помощи - текст закона с поправками, внесенными Конституционным Судом РФ принятыми решениями.
Закон о психиатрической помощи.