Progulki-po-reke-moskwa.ru

прогулки на теплоходе по Москве реке

Ибресинская лётная школа

29-08-2023

Здание Православной церкви Покрова Пресвятой Богородицы, в котором располагалось общежитие летной школы в селе Климово

Ибресинская лётная школа — лётная военная школа тренировочного обучения, располагавшаяся в посёлке Ибреси Чувашской АССР в период Великой Отечественной войны. В школе подучивались летчики, вышедшие из госпиталей, а пилоты, летавшие до сих пор на гражданских самолетах, переучивались для полетов на боевых машинах. Школа и аэродромы были засекречены.

История

В конце 1941 года во время Великой Отечественной войны рядом с посёлком Ибреси расположилась воинская часть, ставшей базой для летной школой тренировочного обучения, перебазированной в Ибресинский район с Подмосковья[1]. За посёлком на полях был оборудован аэродром, на котором разместились военные. Позднее появились лётчики-курсанты. Срок обучения курсантов в среднем длился 4 месяца, после чего их отправляли на фронт. Начальником авиашколы был М.Т. Литвинов.

В этой школе после тяжелого ранения с начала 1943 года восстанавливал умение летать без ног старший лейтенант лётчик Алексей Петрович Маресьев, направленный сюда управлением кадров Военно-Воздушных Сил. Маресьев занимался здесь в должности инструктора-летчика свыше пяти месяцев. В эту школу Маресьев прибыл из санатория после ранения, получив разрешение продолжать службу в авиации, и вновь учился летать, управлять самолетом, не имея ног. Маресьев прибыл сюда для испытаний в полетах на самолете и заключения о возможности продолжения им службы в качестве военного летчика. В 1943 году он отбыл на фронт в составе гвардейского истребительного полка и до конца войны сбил 15 самолетов противника. В этнографическом музее посёлка Ибреси сохранилась переписка с легендарным летчиком.

В это время начальником штаба школы был подполковник Василий Моисеевич Юков, ныне проживающий в Москве.

По воспоминаниям В.М. Юкова весной 1943 года на дорогах образовалась непролазная грязь, автомашины не ходили, продукты для школы доставлялись из Канаша в Ибреси на лошадях. Летчики в дни полетов часто добирались до аэродрома пешком.

Казарма лётчиков находилась по улице, носящей в настоящее время имя Маресьева. Аэродромы школы находились близ деревни Ширтаны, Климово и Чувашские Тимяши.

В здании средней школы временно располагалось общежитие.

После того, как Начальник школы тренировочного обучения В. М. Юков был отозван в Москву, на его место был назначен подполковник Антон Федосеевич Белецкий, который был тоже без ноги, ходил на протезе. Он проработал в этой школе около четырех лет.

Все офицеры жили в частных домах с хозяевами, которые сдавали им уголки в своих домах. Школе помогали жители Ибресь, села Климово, Чувашских Тимяшей, посёлка Ленино и др. Для того, чтобы производить полеты более интенсивно, нужно было очищать аэродром от снега до грунта. Трудоемкую работу жители добровольно выполняли, прибывая с лопатами и санками в большом количестве, в том числе старики и дети. По утверждению А.Ф. Белецкого авиашкола, которая размещалась в Ибресях и ее окрестностях, была на хорошем счету в системе ВВС СССР.

Летчики учились летать на УТ-2 и «У-2»[2]. Были случаи аварий, известен случай гибели лётчика и инструктора, выпрыгнувших из загоревшегося в воздухе самолета.[1]

В Ибресях есть памятник неизвестному летчику и обелиск погибшим летчикам летной школы по улице Энгельса поселка.

Источники

  • http://www.businesschr.ru/?do=catalog&cat=240&cid=2257
  • http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./5012/11979/84022/106213
  • http://gov.cap.ru/hierarhy_cap.asp?page=./980/1010/1014
  • http://lib-ibr.do.am/index/aleksej_maresev_i_ibresinskij_kraj/0-71
  • http://www.museum.ru/M1339
  • http://www.regnum.ru/news/chuvashia/997943.html

Примечания

  1. 1 2 Ладугин В. Вторые крылья Маресьева. // Камские зори, 14 мая 2008 г.
  2. Акция «Гордость» — 20 Апреля 2010 — МОУ «Ибресинская СОШ № 2»

Ибресинская лётная школа.

© 2021–2023 progulki-po-reke-moskwa.ru, Россия, Нальчик, ул. Терская 11, +7 (8662) 65-82-84