15-10-2023
«Император Александр III» с 29 апреля 1917 года «Воля» с 17 октября 1919 года «Генерал Алексеев» |
||
---|---|---|
|
||
Основная информация | ||
Государство флага | Россия 1917 УНР 1917—1918 РСФСР 1918 Украинская держава 1918 Германская империя 1918 Британская империя 1918 Россия (ВСЮР) 1919—1924 СССР 1924—1936 |
|
Порт приписки | Севастополь | |
Принадлежность | Черноморский флот | |
Верфь | Завод «Руссуд», Николаев | |
Строительство начато | 30 октября 1911 года | |
Спущен на воду | 15 апреля 1914 года | |
Введён в эксплуатацию | 26 июня 1917 года | |
Выведен из состава флота | 1936 год | |
Современный статус | Разобран на металл | |
Параметры | ||
Водоизмещение | 22 600 т | |
Длина | 168 м | |
Ширина | 27,3 м | |
Осадка | 9 м | |
Технические данные | ||
Силовая установка | 4 паровые турбины, 20 котлов системы Ярроу | |
Мощность | 26 500 л. с. (19,5 МВт) | |
Винты | 4 | |
Скорость | 21 узел (38,9 км/ч) | |
Дальность плавания | 3000 морских миль | |
Экипаж | 1220 офицеров и матросов | |
Вооружение | ||
Артиллерийское вооружение | 12 × 305-мм орудий, 20 × 130-мм орудий, 5 × 75-мм орудий |
|
Торпедно-минное вооружение | Четыре 457-мм торпедных аппарата |
«Император Александр III» — линкор-дредноут Россиского Императорского военно-морского флота типа «Императрица Мария».
Содержание |
11 июня 1911 года заложен на заводе «Руссуд» в Николаеве одновременно с однотипными линкорами «Императрица Мария» и «Императрица Екатерина Великая». Спущен на воду 2 апреля 1914 года. В начале 1917 года прошёл испытания и вошёл в состав Черноморского флота. После февральской революции переименован в «Волю».
В октябре 1917 года крейсировал у турецких берегов. В ноябре 1917 года выходил в море на перехват турецкого крейсера «Мидилли». В декабре осуществлял эвакуацию частей 127-ой пехотной дивизии с турецкого фронта[1]. Принимал активное участие на стороне большевиков в боях за Одессу в январе 1918 года. 29 апреля 1918 поднял украинский флаг, однако, убедившись что наступление немцев продолжается, он был спущен. 1 мая 1918 года перешёл из Севастополя под Андреевским флагом в Новороссийск, вместе с некоторыми другими кораблями черноморского флота.
. Перешёл на сторону большевиков в декабре того же годаПосле заключения брестского мира германское правительство потребовало от большевиков перевести корабли в Севастополь, находившийся под немецким контролем. Ленин приказал затопить корабли, послав для выполнения этого приказа в Новороссийск Фёдора Раскольникова. На кораблях черноморского флота шли непрерывные митинги для обсуждения судьбы кораблей и массовое дезертирство. На «Воле» после очередного бурного митинга большинством голосов решили вернуться в Севастополь. Кораблём распоряжалась германская оккупационная администрация. С уходом из Севастополя германских войск, на «Воле» и других кораблях 24 ноября 1918 года вновь подняли Андреевские флаги, но явившиеся вместо немцев недавние союзники англичане и французы захватили корабли и под английским флагом и с английской командой отправили их в турецкий порт Измир.
В августе 1919 года «Воля» и ряд других кораблей вновь под Андреевскими флагами вернулись во вторично захваченный Добровольческой армией Севастополь. Линкор был переименован в «Генерал Алексеев» (в честь М. В. Алексеева) и возглавил морские силы белых в Чёрном море. Участвовал в боевых операциях Белой армии против занятого красными побережья Днепро-Бугского лимана. С Тендровского рейда корабль вёл артиллерийские дуэли с очаковскими батареями Красной армии, отражал атаки их самолётов.
В 1920 году в составе Русской эскадры линкор возглавил караван кораблей, эвакуировавший белых из Крыма. Остатки белого флота пришли в Бизерту, французскую военно-морскую базу на африканском побережье. Здесь корабль и остался. Русский военно-морской флаг на корабле был спущен 30 ноября 1924 года.
Корабль был формально передан во владение СССР представителям советской власти А. Н. Крылову и Е. А. Беренсу. Но планам возвращения корабля на родину помешал ряд обстоятельств. Посланная в Бизерту советская техническая комиссия констатировала, что линкор «Генерал Алексеев», как и остальные корабли, к тому времени заржавел настолько, что ремонт не оправдал бы себя. В 1936 линкор был разобран на металл.
Устройство башен линкора «Император Александр III» повлияло на разработку конструкций башен новых французских линкоров типа «Дюнкерк».
Двенадцать 305-мм орудий линкора хранились в арсенале в Бизерте и в 1940 году были предложены Финляндии, а после проведения переговоров просто подарены . Но финны получили только восемь орудий, которые были использованы Финляндией для береговых батарей на островах Макилуото и Куйвисаари. В конце Великой Отечественной войны некоторые из этих орудий были переданы Советскому Союзу и использованы для оборудования советских береговых батарей. В настоящее время одно из орудий находится в в железнодорожном музее в Санкт-Петербурге, а другое, поставленное на специальное железнодорожное шасси, экспонируется в музее на Поклонной горе в Москве.
Четыре орудия не успели прибыть в Финляндию и были захвачены немцами, которые использовали их для оборудования батареи Мирус Атлантического вала.
В 1957 году два из этих 305-мм орудий были использованы при съемках приключенческого фильма «Пушки острова Навароне».
Р. М. Мельников линейные корабли типа «Императрица Мария»
Н. Р. Гутан От Севастополя до Новороссийска
Это заготовка статьи о военном корабле. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Император Александр III (линкор).