18-10-2023
Кабинет курьезов (англ. Cabinet of curiosities, нем. Wunderkammer или кунсткамера) — комната чиновника или аристократа для размещения и хранения тематических коллекций или разнообразных курьезных вещей в период барокко. Чрезвычайный рост коллекций привел к специализации в собирательство, а в дальнейшем к созданию тематических музеев. Долгое время существовали вариации коллекций, получившие название «Кунсткамера» (от нем. Kunstkammer, то есть кабинет курьезов, редких вещей, различных по происхождению, от естественных до созданных людьми).
Содержание |
Все началось с коллекций состоятельных людей и создания мебели для их хранения. Мебельщики создали особый шкаф с дверцей и несколькими полками для коллекции безделушек. Шкаф получил название кабинет. Рост коллекций увеличивал количество шкафов-кабинетов, для которых отвели особую комнату. Чуть позже название шкафа стало использоваться и как название комнаты с коллекциями.
Шкаф-кабинет быстро стал полем для экспериментов мебельных мастеров. Появились шкафы настольные, небольшие по размерам и крупные, на ножках-колоннах с дополнительной полочкой у пола, которую тоже стали использовать для размещения ракушек или ваз.
Настольные кабинеты имели несколько полочек, а дверцы, (первоначально без стекла), украшали маркетри (деревянной мозаикой), резьбой, металлическими накладками и т. п.. Позже появилась дверца со стеклом, что позволяло сразу видеть содержимое полок. Шкафы-кабинеты увеличивались в размерах и позаимствовали стилевые признаки своего времени — маньеризма, барокко, рококо, их орнаменты или детали архитектуры. В 20 веке они сами стали предметами коллекционирования различными музеями.
Подзабытый тип мебели в конце 20 века вновь появился среди изделий модных дизайнеров, хотя мог иметь другое функциональное использование (Джимми Мартин, розовый кабинет для коктейлей).
Уже в начале своего существования появились выдающиеся сборки курьезов. В конце 16 века получил широкую известность кабинет курьезов австрийского императора Рудольфа II в городе Прага. Император собирал природные минералы, большие по размерам раковины, античные монеты, экзотические вещи, привезенные из Америки и Индии, часы, вазы из различных материалов, скульптуры. Для сборников императора рисовал свои необычные картины-аллегории гениальный художник Арчимбольдо, а их количество и качество шокировало современников. Коллекция Рудольфа будет разграблена после смерти императора, а ее вещи станут достоянием других кабинетов курьезов.
Коллекционером курьезов был и дядя Рудольфа II — эрцгерцог Австрии Фердинанд II. Несколько иная по тематике, коллекция сохранялась и ее можно видеть в замке Амбрасс, Австрия.
Один из первых кабинетов натуральной истории был создан в городе Неаполь (гербарий, природные минералы, чучела морских животных, рыб, птиц). Экспонаты разместили как в шкафах, так и на стенах и сводах зала. Украшением кабинета была библиотека. Уважительное отношение к книгам проявлялось даже в их размещении на полках (вниз страницами), чтобы защитить издания от пыли.
Особое распространение имели кабинеты курьезов в зажиточной Голландии 17 века. Широкие связи с Ост-Индской компанией и собственные колонии в Азии стали постоянным источником для пополнения кабинетов курьёзов голландских коллекционеров. Коллекции несколько демократизуються и их собирают аптекари, врачи, ученые, художники.
Известна коллекция курьезов художника Рембрандта, собрание которой тот использовал при создании своих картин.
Прославилась и коллекция курьезов врача и ученого Фредерика Рюйша. Акушерская практика и судмедэкспертные дела Рюйша приблизили того к анатомии и тератологии. Он начал собирать анатомическую коллекцию зародышей с аномалиями развития, усовершенствовал способы консервирования мягких веществ. Его кабинет курьезов и анатомическая коллекция были проданы в Петербург в 1717 г. за заоблачную того времени цену в 30 000 гульденов. Остатки кабинета курьезов и коллекции Рюйша сохранились до наших дней.
Специализация коллекций в Германии нашла отражение и в названиях кабинетов.
Если ученых могли привлекать коллекции анатомических чудовищ и аномалий, художники предпочитали произведениям искусств разных эпох и стран. Курьёзные и редкие вещи — постоянная тема натюрмортов эпохи барокко. Даже самые кабинеты курьезов становятся темами картин. Их изображали
Худ. Франс Франкен ІІ
Худ. Иоганн Георг Хайнц
Худ. Ян Брейгель Старший
Кабинет курьезов.