Progulki-po-reke-moskwa.ru

прогулки на теплоходе по Москве реке

Качка

17-10-2023

Виды качки

Качка (морская) — колебания (переменное периодическое движение) плавающего корабля (судна) под действием волнения или других внешних сил. Также — раздел теории корабля, изучающий качку.

Содержание

Виды качки

Судно в общем случае имеет все шесть степеней свободы. Соответственно, различают 6 видов качки: три вращательных — бортовая, килевая и рыскание, и три возвратно-поступательных — вертикальная, продольная, поперечная. Все виды качки характеризуются периодом T выражаемым в секундах, и амплитудой, чья мера зависит от вида качки. По степени влияния на судно, они располагаются:

Бортовая качка

Вращательные колебания вокруг продольной оси судна. Амплитуда Θ, выражается в угловой мере.

Килевая качка

Вращательные колебания вокруг поперечной оси судна. Амплитуда Ψ, выражается в угловой мере.

Вертикальная качка

Возвратно-поступательное движение вдоль вертикальной оси судна. Возникает от переменной силы поддержания и связанного с ним переменного текущего водоизмещения. Амплитуда ζ, выражается в линейной мере.

Поперечная качка

Возвратно-поступательное движение вдоль поперечной оси судна. Возникает при боковом волнении.

Продольная качка

Возвратно-поступательное движение вдоль продольной оси судна при встречном или попутном волнении.

Рыскание

Вращательные колебания вокруг вертикальной оси судна. Чаще всего его влияние трудно отделимо от вопросов управляемости.

Влияние качки на судно

По сравнению с бортовой и килевой качкой, влияние остальных четырех видов незначительно. Тем не менее, оно учитывается при определении условий работы оборудования и/или боевого применения бортового вооружения. Но в чистом виде они встречаются редко. В плавании судно сталкивается с комбинацией всех выше перечисленных, но в зависимости от преобладания выделяют поперечную и продольную.

Качка приводит к замедлению скорости судна, механизмы и люди теряют работоспособность и могут надолго выйти из строя. Возникают дополнительные напряжения в корпусе и надстройках, а при большой амплитуде килевой и вертикальной качки — удар корпуса о волну (слемминг).

При больших амплитудах может качка привести к потере остойчивости судна и его затоплению.

Также качка вызывает хорошо знакомую большинству морскую болезнь — укачивание.

Прибор для замеров величины амплитуды и частоты колебаний конструкций корпусов кораблей называется паллограф.

См. также

Мореходные качества корабля

Литература

  • Маков Ю. Л. Качка судов. Учебное пособие. Издательство КГТУ, Калининград, 2007. ISBN 978-5-94826-191-1
  • K.J. Rawson. Basic Ship Theory.
  • А. Н. Крылов «Теория качки корабля». 1890

Ссылки

  • http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?RKg,qg!xzktg


Качка.

© 2021–2023 progulki-po-reke-moskwa.ru, Россия, Нальчик, ул. Терская 11, +7 (8662) 65-82-84