Progulki-po-reke-moskwa.ru

прогулки на теплоходе по Москве реке

Китицын, Михаил Александрович

21-10-2023

Китицын, Михаил Александрович
Дата рождения

17 сентября 1885(1885-09-17)

Место рождения

Чернигов

Дата смерти

22 августа 1960(1960-08-22) (74 года)

Место смерти

Флорида

Принадлежность

Российский Императорский флот

Годы службы

1902-1920

Звание

Капитан 1-го ранга

Командовал

«Судак»
«Тюлень»
«Орёл»
«Якут»

Сражения/войны

Цусимское сражение, Первая мировая война, Гражданская война в России

Награды и премии

Михаи́л Алекса́ндрович Китицын (17 сентября 1885 года — 22 августа 1960 года, Флорида) — выдающийся русский подводник, капитан 1-го ранга (1917).

Содержание

Биография

Родился 17 сентября 1885 года в Чернигове[1]. В 1902 году поступил Морской кадетский корпус, через три года окончил его по экзамену с производством в мичманы. Спустя некоторое время после Цусимского сражения отправлен на Дальний Восток и вскоре попал на крейсер «Алмаз». После заключения мира с Японией крейсер направился в Сайгон для пополнения некомплекта офицеров и команды на стоящих там русских кораблях. Китицын был 21 ноября 1905 года вместе с 5 офицерами и 38 матросами переведён на крейсер «Олег». По прибытии на Балтийское море Китицын получил назначение на транспорт «Бакан» и отправился на этом судне в Северный Ледовитый океан для охраны там русских промыслов[1].

В 1909 году Китицын поступил в Офицерский класс подводного плавания, по окончании которого был переведён на Черноморский флот, получив чин лейтенанта и командование подводной лодкой «Судак»[2]. Затем в качестве вахтенного начальника до 1 августа 1913 года служил на канонерской лодке «Уралец», находившейся в качестве стационера в Пирее. Вернувшись на Чёрное море, Михаил Александрович сдал экзамен и был зачислен в число слушателей Николаевской морской академии, обучение в которой ему не удалось завершить из-за начавшейся войны[1].

В начале Первой мировой войны Китицын служил на сухопутном фронте, принимал участие в обороне Ивангородской крепости, за что был награждён орденом св. Анны 4-й степени с надписью «За храбрость»[2]. Вернувшись на Черноморский флот, Китицын был назначен старшим флаг-офицером начальника штаба Бригады подводных лодок, а затем — командиром подводной лодки «Тюлень» и вскоре произведён в капитаны 2-го ранга. На подводной лодке провёл ряд успешных операций (например, потопление австрийского транспорта «Дубровник» 19 марта 1916 года; в июле того же года — разведка в Варненской бухте), за бой с пароходом «Родосто» и его захват награждён в 1916 году Георгиевским оружием. Признан одним из самых результативных подводников Российского Императорского флота[1]: одержал 36 побед, потопив суда общей валовой вместимостью 8973 брутто-регистровых тонны[2]. По этому показателю находился на втором месте в русском флоте[2]. За отличную службу Китицын был отмечен мечами и бантом к ордену св. Анны 3-й степени; орденом св. Станислава 2-й степени с мечами; орденом св. Георгия 4-й степени; орденом св. Владимира 4-й степени, а также досрочным производством в чины старшего лейтенанта и капитана 2-го ранга «за отличие в делах против неприятеля»[2].

В начале 1917 года, после производства капитан 1-го ранга, Китицын получил назначение на должность командира одной из рот Отдельных гардемаринских классов, отправленной для практических занятий на Дальний Восток[1]. По прибытии во Владивосток Михаил Александрович был назначен командиром новосозданного Учебного отряда Сибирской флотилии (крейсер «Орёл», миноносцы «Бойкий» и «Грозный»).

Октябрьская революция застала М. А. Китицына в учебном плавании с гардемаринами на крейсере «Орёл» в Нагасаки. Между командой и гардемаринами начали возникать конфликты, а кораблю было приказано вернуться во Владивосток[1]. Из-за возникших на судне беспорядков капитан 1 ранга Китицын принял решение попросить помощи у союзников и следовать с отрядом в Гонконг. В этом порту на берег сошли все революционно настроенные члены экипажа (20 гардемаринов и все матросы), а судно перешло в подчинение белого командования. В Японии Китицын был списан с «Орла» приказом нового командующего отрядом. В начале 1919 года Китицын во Владивостоке по собственной инициативе создаёт Морскую роту (на базе открытого Морского училища) из бывших гардемарин и новых кадетов. Отряд принял участие в неудачном десанте в районе села Владимиро-Александровское; во время высадки были смертельно ранены заместитель и ординарец Китицына, а сам начальник роты едва избежал гибели[1].

После падения власти адмирала Колчака Морское училище эвакуировали на вспомогательном крейсере «Орёл» и посыльном судне «Якут». В Сингапуре 11 апреля 1920 года был произведён первый выпуск 119 человек в корабельные гардемарины. Этот выпуск получил неофициальное название «китицынского»[2]. Китицын на «Якуте» совершил в 1920 году тяжёлый переход в Севастополь, куда прибыл 27 октября 1920 года. Уже 10 ноября последовал приказ об оставлении Крыма в виду безнадёжности обороны. Командир и экипаж «Якута» приняли деятельное участие в эвакуации белых частей из Севастополя, откуда корабль совершил самостоятельный переход в Бизерту[2]. В 19211922 годах Китицын служил там в Морском корпусе[1].

В 1922 году, оставив службу, Михаил Александрович переехал в Нью-Йорк, где принял активное участие в создании и деятельности первых объединений моряков за границей[2].

Скончался в 1960 году в штате Флорида.

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 Алексеев И. В. Два командира одной лодки // Гангут. Вып. 12. СПб., 1997. С.117-130.
  2. 1 2 3 4 5 6 7 8 Н. Кузнецов Подводник № 1 (рус.) // Родина. — 2011. — № 3.

Литература

  • Гражданская война в России: Черноморский флот / Составитель В. Доценко. — М.: ООО «Издательство ACT», 2002. — 544 с.: 16 л. ил. — (Военно-историческая библиотека). ISBN 5-17-012874-6. Тираж 5100 экз. / Справочник. В. Гончаров.
  • Алексеев И. В. Два командира одной лодки // Гангут. Вып. 12. СПб., 1997. С.117-130.

Ссылки

  • Китицын Михаил Александрович

Китицын, Михаил Александрович.

© 2021–2023 progulki-po-reke-moskwa.ru, Россия, Нальчик, ул. Терская 11, +7 (8662) 65-82-84