06-06-2023
Клуб адского пламени (англ. Hellfire Club) — такое название получили в английской историографии несколько закрытых обществ вольнодумцев из либеральных кругов британской аристократии, которые тайно собирались в различных уголках Великобритании на протяжении XVIII века. Девизом этих кружков была раблезианская фраза Fais ce que tu voudras («Делай что желаешь»). Деятельность клубов не афишировалась, оттого их занятия и состав участников представляют благодатную почву для спекуляций. В частности, эти клубы считают своими предшественниками приверженцы Телемы.
Первый «клуб адского огня» был учреждён в 1719 году в Лондоне герцогом Уортоном. О его деятельности сохранилось очень мало сведений. По английской столице ползли слухи, что члены клуба именуют друг друга «бесами», а председателем клуба считают самого Сатану. Известно, что на клубных банкетах подавались такие блюда, как «чресла дьявола» и напитки вроде «пунша адского пламени».
Сохранившиеся сведения мемуарного характера позволяют историкам предположить, что члены клуба вовсе не были приверженцами сатанизма, скорее обсуждали политические вопросы и вышучивали религиозные обряды на манер Вольтера и Дидро. Сообщения об аморальности данного общества встревожили премьер-министра Уолпола, который в 1721 г. добился его закрытия. Герцог Уортон после этого вступил в ряды масонов и уже на следующий год возглавил одну из лож.
На Вальпургиеву ночь 1752 года состоялось первое заседание «братства св. Франциска Уайкомского» под председательством Фрэнсиса Дэшвуда — будущего лорда-канцлера. Местом собраний этого тайного сообщества была загородная резиденция Дэшвуда, Уэст-Уайком. В связи с увеличением численности клуба Дэшвуд позднее арендовал для собраний и перестроил бывшее аббатство в Менденеме на Темзе. Сам Дэшвуд считался «аббатом» этого братства; роль «монахинь» исполняли приглашённые на собрание девушки лёгкого поведения.
Хотя в народе считалось, что «господа» во время собраний предаются оргиям, совершают чёрные мессы и соревнуются в богохульстве, более осведомлённые авторы (вроде Хораса Уолпола) указывали на атеистический характер собраний. В саду Дэшвуда были установлены статуи Приапа и Вакха; шутливое поклонение этим языческим божествам, по мнению Уолпола, и составляло истинную цель сборищ. Состав клуба Дэшвуда точно неизвестен, но среди его членов историки осторожно называют имена Уильяма Хогарта и Джона Уилкса.
Клуб адского пламени.