Ковтун Игорь Вячеславович — российский археолог и историк, специалист в области изобразительного и орнаментального искусства, художественных бронз и мифологии, палеоэтнологии и культурогенеза эпохи бронзы Центральной и Северо-Западной Азии.
В 1990 году с отличием окончил исторический факультет Кемеровского государственного университета. С 1990 года работал с.н.с., заведующим сектором археологии и природы и заместителем директора Государственного музея-заповедника Томская писаница.[1]
С 1994 по 1997 гг. — депутат, председатель Комитета по науке культуре, образованию и национальной политике Законодательного Собрания Кемеровской области первого созыва. Автор и инициатор принятия первого областного Закона «Об охране и использовании памятников истории и культуры в Кемеровской области».
В 1997—1998 гг. — первый заместитель главы г. Белово — управляющий делами Администрации города.
В 2002—2003 гг. — директор областного государственного предприятия «Губернская служба охраны историко-культурного наследия».[2]
В апреле 2003 г. вновь избран депутатом Совета народных депутатов Кемеровской области от г. Белово.[3] Член комитета по вопросам социальной политики, и комитета по вопросам бюджета, налоговой политики и финансов.[4]
Доктор исторических наук (2005 г.).Тема диссертации: «Изобразительное искусство Северо-Западной Азии в эпоху бронзы (Иконография стилей и взаимодействие традиций)».[5]
С 2004 г. по настоящее время — заведующий лабораторией археологии Института экологии человека Сибирского Отделения Российской академии наук (Кемерово).[6]
Член Сибирской ассоциации исследователей первобытного искусства. Член редакционного совета журнала «Теория и практика археологических исследований» АлтГУ.
Разработал теоретические основы типологии инвариантных композиций андроновской орнаментации Северо-Западной Азии в XVII—XIV вв. до н. э.[24][25]
Выдвинул и обосновал гипотезу индоарийских истоков и ведийских сюжетных параллелей бронзовой и каменной скульптуры конца III — первой трети II тыс. до н. э. связываемой с т. н. «сейминско-турбинским феноменом» Северной Евразии, а также предложил гипотезу об индоарийском происхождении орнаментальных идеограмм самусьской культуры второй трети II тыс. до н. э. На основе своей гипотезы реконструировал мифологические представления древних металлургов и коневодов Северной Евразии и обосновал присутствие индоарийского компонента в ритуально-обрядовых практиках восточнославянской масленицы. Создал первый аутентичный Свод бронзовой и каменной скульптуры Северо-Западной Азии II тыс. до н. э.[15][26][27][28][29][30][29][31][32]
Исследовал и опубликовал четырёхсотлетнюю историю изучения Томской писаницы — первого летописного памятника наскального искусства России и Северной Евразии.[33]
Автор гипотезы о происхождении и летосчислении г. Кемерово не с 1918 г., а с 28 апреля 1721 г. — с момента первого письменного упоминания данного местопоселения в дневниках Д. Г. Мессершмидта.
Один из организаторов международной научной петроглифической конференции посвящённой 290-летию открытия Томской писаницы.[35]
Автор более ста научных работ, включая пять монографий.
Труды
Монографии
Ковтун И.В. Петроглифы Висящего Камня и хронология томских писаниц. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 1993. — 140 с. — ISBN 5-202-00015-4.
Ковтун И.В. Изобразительные традиции эпохи бронзы Центральной и Северо-Западной Азии. — Новосибирск: изд-во ИАЭт СО РАН, 2001. — 184 с. — ISBN 5-7803-0072-0.
Ковтун И.В. Конь и лыжник. — Томск: Труды Музея археологии и этнографии Сибири ТГУ, 2012. — Т. IV. — 128 с. — ISBN 978-5-94621-367-7.
Ковтун И.В. Предыстория индоарийской мифологии. — Кемерово: Азия-Принт, 2013. — 702 с. — ISBN 5-85119-089-2.
Ковтун И.В. Письмагора (История открытия и исследований: 1630-1956 гг.). — Кемерово: Азия-Принт, 2013. — 159 с. — ISBN 5-85119-99-X.
Некоторые статьи
Ковтун И.В. Иконографический инвариант (историография и методология) // Вестник НГУ. Сер. История, Археология и этнография. : История, филология.. — 2003. — Т. 2. — № 3. — С. 16-23.
Ковтун И.В. Восточная периферия самусьской культуры и изображения медведей в западно-сибирской скульптурной миниатюре и металлопластике II тыс. до н.э. // Археология, этнография и антропология Евразии. — 2008. — № 3(35). — С. 97-104.
Ковтун И.В. Лицом к лицу: неизвестные макроракурсы самусьского изобразительного искусства // Труды II (XVIII) Всероссийского археологического съезда в Суздале. Т. III. // ИА РАН. — 2008. — С. 35-37.
Ковтун И.В. Основы морфологии андроновского орнамента // Известия АГУ. Серия История, Политология.. — 2009. — № 4/4 (64/4). — С. 115-124.
Ковтун И.В.(в соавт. с А.Г. Марочкиным) Арчекасский кельт и проблема сейминско-турбинской эпохи Кузнецкой котловины и Ачинско-Мариинской лесостепи // Археология, этнография и антропология Евразии. — 2011. — № 1(45). — С. 69-76.
Ковтун И.В. Происхождение масленицы // Культуры степной Евразии и их взаимодействие с древними цивилизациями. // СПб: ИИМК РАН, Периферия. — 2012. — Т. 1. — С. 172-178.
Ковтун И.В. Сейминско-турбинские древности и индоарии // Вестник археологии, антропологии и этнографии.. — 2012. — № 4(19). — С. 53-70.
Ковтун И.В. Происхождение города Кемерова // Историко-культурное наследие Кузбасса (из истории населённых пунктов Кемеровской области) // Кемерово: Кузбассвузиздат. — 2012. — № Вып. IV. — С. 20-42.
Ковтун И.В. Образы коней-змееборцев из Елунино I, Усть-Муты и Нижней Красавки-II // Вестник Томского государственного университета. История.. — 2013. — № 3(23). — С. 138-141.
Примечания
Музей-заповедник «Томская Писаница».
ОГУП «Губернская служба охраны историко-культурного наследия».
Сведения о кандидатах ГАС «Выборы».
(ред. от 30.01.2008) О составе комитетов и комиссий Совета народных депутатов Кемеровской области.
Диссертация на тему «Изобразительное искусство Северо-Западной Азии в эпоху бронзы :Иконография стилей и взаимодействие традиций» автореферат по специальности ВАК 07.00.06 — А ….
http://www.kemsc.ru/IHE/archeologyDep.html
↑Молодин В. И. О датировке сибирских петроглифов (письмо в редакцию) // Российская археология. — 1997. — № 4. — С. 224—229.
↑Заика А. Л. Личины в наскальном искусстве Нижней Ангары // Археология, этнография и антропология Евразии. — 2012. — № 1. — С. 62-75.
↑ 12Дашковский П. К., Гончарова Н. С. Методологические подходы к изучению мировоззрения населения Южной и Западной Сибири эпохи палеометалла: историографический аспект // Известия Алтайского государственного университета, 2013. — Т. 1. — № 4. — С. 131—136.
↑Китова Л. Ю., Исмайылова Э. Р. История формирования кемеровской научной школы исследователей древнего и средневекового искусства // Вестник Кемеровского государственного университета, 2013. — № 3-4. — С. 24-31.
↑Ковыршина Ю. Н. Неолитический пласт наскальных изображений Байкала и Прибайкалья в трудах академика А. П. Окладникова на примере трёх скальных панно (к историографии проблемы) // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. — 2011. — Т. 10. — № 7. — С. 21-26.
↑ 12Зоткина Л. В. Некоторые результаты экспериментально-трасологического изучения петроглифов (по материалам Томской писаницы) // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология, 2010. — Т. 9. — № 5. — С. 46-55.
↑ 12Савинов Д. Г. Некоторые аспекты теоретического осмысления петроглифов (по материалам Центральной Азии и Южной Сибири) // Археология, этнография и антропология Евразии. — 2009. — № 2. — С. 92-103.
↑ 12Асташенкова Е. В. Изобразительное искусство юга Дальнего Востока России в средние века (по материалам археологических памятников) // Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН. — Владивосток, 2006.
↑ 12Китова Л. Ю., Исмайылова Э. Р. История формирования кемеровской научной школы исследователей древнего и средневекового искусства // Вестник Кемеровского государственного университета. — 2013. — № 3-4. — С. 24-31.
↑Маточкин Е. П. Красные маралы Сатакулара (Республика Алтай) // Археология, этнография и антропология Евразии. — 2011. — № 4. — С. 107—112.
↑Бобров В. В., Марочкин А. Г., Юракова А. Ю. Исследования стоянки Долгая-1 на юге Нижнего Притомья (предварительные итоги) // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий, 2012. — Т. 18. — С. 170—174.
↑Миклашевич Е. А. Некоторые результаты документирования повреждений петроглифов Томской писаницы // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий, 2010. — Т. XVI. — № 1. — С. 223—228.
↑Есин Ю. Н. Наскальные изображения памятника Чалпан-1 в Минусинской котловине // Уральский исторический вестник. — 2010. — № 1. — С. 100—106.
↑Рогожинский А. Е. О современных задачах археологии наскального искусства Казахстана и Средней Азии // Археология, этнография и антропология Евразии. — 2008. — № 4. — С. 83-94.
↑Епимахов А. В., Чечушков И. В. «Горизонт колесничных культур» Северной Евразии: поэтическая метафора и историческое содержание // Проблемы истории, филологии, культуры, 2008. — № 21. — С. 480—500.
↑Кубарев В. Д. Калбак-Таш II: памятник наскального искусства Алтая // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий, 2007. — Т. XIII. — № 1. — С. 282—287.
↑Савинов Д. Г. К проблеме выделения позднего этапа окуневской культуры // Теория и практика археологических исследований, 2005. — № 1. — С. 28-34.
↑Рудковский И. В. О гомологии андроновских орнаментов и проблеме их каталогизации // Вестник Томского государственного педагогического университета — Tomsk State Pedagogical University Bulletin. — 2012. — № 9. — С. 96-99.
↑Запрудский С. С. Орнамент фёдоровских украшений Обь-Иртышского междуречья // Известия Алтайского государственного университета. — 2010. — № 4-3. — С. 78-84.
↑Михайлов Ю. И. Металлический инвентарь могильника у д. Ростовка // Вестник Кемеровского государственного университета. — 2012. — Т. 4. — № 1. — С. 78-82.
↑Molodin V.I., Neskorov A.V. Рrivate collection of seima-turbino bronzes from the irtysh: the tragedy of a unique site destroyed by unauthorized excavations // Archaeology, Ethnology and Anthropology of Eurasia. — 2010. — Т. 38. — № 3. — С. 58-71.
↑Bobrov V.V., German P.V., Volkov P.V. Тhe Utinka burial // Archaeology, Ethnology and Anthropology of Eurasia. — 2010. — Т. 38. — № 4. — С. 76-84.
↑ 12Kiryushin Y.F., Grushin S.P. Еarly and middle bronze age portable art pieces from the forest-steppe zone of the Оb-Irtysh region // Archaeology, Ethnology and Anthropology of Eurasia. — 2009. — Т. 37. — № 4. — С. 67-75.
↑Кириллова Ю. В. «Мобильность» в изобразительном искусстве Северной Азии на примере изображений медведя малых форм (эпоха неолита — бронзовый век) // Омский научный вестник, 2009. — № 3-78. — С. 57-61.
↑Molodin V.I., Cheremisin D.V. Рetroglyphs of the Ukok plateau // Archaeology, Ethnology and Anthropology of Eurasia. — 2007. — Т. 32. — № 4. — С. 91-101.
↑Грушин С. П., Папин Д. В., Позднякова О. А., Тюрина Е. А., Федорук А. С., Хаврин С. В. Алтай в системе металлургических провинций энеолита и бронзового века, Барнаул, 2009. — 160 с.
↑Конончук К. В. Сообщения о Томской писанице, опубликованные в европейских журналах в 20-е годы XIX в. // Вестник Кемеровского государственного университета. — 2013. — № 3-4. — С. 34-36.
↑Усков И. Ю. Об открытии каменного угля в Кузнецком бассейне // Балибаловские чтения: материалы Шестой науч.-практ. конф., посвящ. 290-летию открытия Кузнецкого угольного бассейна, 90-летию создания АИК «Кузбасс», 100-летию со дня рождения И. А. Балибалова, Кемерово, июнь 2011 г. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2011. — Вып. 6. — С. 15-21.
В Юрге побывали иностранные археологи. Кемеровская область (информационный портал) (26 августа 2011). Проверено 28 октября 2013.