Progulki-po-reke-moskwa.ru

прогулки на теплоходе по Москве реке

Колосова, Евгения Ивановна

26-09-2023

Евгения Колосова

Художник А. Г. Варнек, 1800-е гг.
Имя при рождении:

Евгения Ивановна Неёлова

Дата рождения:

26 (15) декабря 1780(1780-12-15)

Дата смерти:

11 апреля (30 марта) 1869(1869-03-30) (88 лет)

Место смерти:

Санкт-Петербург, Российская империя

Профессия:

артистка балета, балетный педагог

Гражданство:

 Российская империя

Евге́ния Ива́новна Ко́лосова (урождённая Неёлова) (15(26). XII 1780 — 30.III (11.IV)1869) — русская пантомимная танцовщица, балерина; дочь танцора 3-го амплуа (фигурант) балетной труппы Петербургских Императорских театров при Екатерине II И. Д. Неёлова (1746—1810), мать актрисы А. М. Каратыгиной, родная тётка (сестра матери) знаменитого артиста Н. О. Дюра и актрисы Л. О. Дюровой.

Содержание

Биография

Рождённая в артистической семье, с детства выступала в оперных, балетных и драматических спектаклях; ещё в 14 лет успешно дебютировала в балете «Пигмалион». Закончила Петербургское театральное училище, где занималась танцами под руководством Ивана Вальберха.

[1] «Когда школа временно была закрыта, Вальберг продолжал с ней заниматься особо, и через три года она выпущена была со званием солистки». [1]. Сразу по окончании училища в 1794 (или по другим источникам – в 1799 году[2]) с большим успехом дебютировала в Петербургской казенной труппе. Почти сразу по поступлению на сцену вышла замуж за музыканта Михаила Колосова, сменив фамилию и выступая под ней.[1]:

Когда в Петербург были приглашены французские балетные артисты г. Огюст и г-жа Шевалье, которые принесли приемы новой балетной школы, далеко оставившей за собой прежнюю и уделявшей рядом с танцами значительную роль и мимике, Колосова весьма быстро усвоила себе все, что было в новой школе ценного и вскоре исполнила с большим успехом значительную мимическую роль Медеи в балете Новера.[1].

Была постоянной и основной исполнительницей в балетах, поставленных её педагогом Вальбергом. Также выступала под руководством других балетмейстеров – Ш. Ле Пика, П. Шевалье, К. Дидло. Известность Колосовой дало артистическое выполнение «драматических» ролей в балетах. Дидло всегда отдавал ей лучшие и самые сильные роли в своих балетах «Рауль де Креки», «Федра», «Алцеста», «Тезей и Ариадна», «Венгерская хижина» Ф.М.А. Венюа и др. Колосова танцевала главные женские партии в балетах «Ромео и Юлия» Штейбельта, «Медея и Язон» Рудольфа, «Федра и Ипполит» Кавоса и Турика и др.

Современники (в их числе Пушкин) восторженно отзывались об иск-ве К. Артистка первая создала на рус. балетной сцене образ своей современницы - Девушка ("Новый Вертер" Титова), Василиса ("Русские в Германии, или Следствие любви к отечеству" Париса). Иск-во К. было отмечено музыкальностью, пластичностью, она была отличной танцовщицей, в совершенстве владеющей иск-вом трагич. пантомимы. К. одной из первых танцовщиц обратилась к рус. танцам и в течение многих лет успешно исполняла их на балетной сцене. Также одной из первых в России сменила пышный стилизованный костюм на античный хитон [2].

Также успешно выступала Евгения Колосова как драматическая актриса в драмах и комедиях.

Сцену оставила в 1826 году.

Занималась педагогической деятельностью, среди её учениц балерины М. И. Данилова, А. И. Истомина, А.А. Лихутина.

Личная жизнь

По воспоминаниям современников, Евгения Колосова была брюнетка поразительной красоты, с большими чёрными глазами, стройная и изящная , с гибким станом.
От брака с Михаилом Колосовым в 1802 году у неё родилась дочь Александра, впоследствии знаменитая драматическая актриса.
По свидетельству А.Я.Булгакова, московские "матадоры" Иван Николаевич Корсаков и князь Николай Борисович Юсупов покровительствовали Колосовой; от последнего она имеле сына, мальчик воспитывался в одном из немецких пансионов, когда умер князь.

Ссылки

  1. ↑ Большая биографическая энциклопедия
  2. ↑ СТЭ

Литература

  • М.[ундт] Н., Биография Евгении Ивановны Колосовой, "Репертуар Русского и Пантеон всех Европейских театров на 1842 г.", 1842, кн. 4;
  • Каратыгина А. М., Воспоминания, в кн.: Каратыгин П. А., Записки, т. 2, 2 изд.. Л., 1930;
  • Борисоглебский М., Материалы по истории русского балета, т. 1, Л., 1938;
  • Глушковский А. П., Воспоминания балетмейстера, вступ. ст. Ю. Слонимского, М.-Л., 1940;
  • Красовская В., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века, Л.-М., 1958.

Ссылки

  • Советская Театральная Энциклопедия
При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Колосова, Евгения Ивановна.

© 2021–2023 progulki-po-reke-moskwa.ru, Россия, Нальчик, ул. Терская 11, +7 (8662) 65-82-84