16-10-2023
Королева Марго | |
La Reine Margot | |
Жанр | |
---|---|
Режиссёр | |
Продюсер | |
Автор сценария |
|
В главных ролях |
Изабель Аджани |
Оператор | |
Композитор | |
Кинокомпания |
Renn Productions, |
Длительность |
194 мин. |
Бюджет |
42 млн DEM |
Страна | |
Год | |
IMDb |
ID 0110963 |
«Королева Марго» (фр. La Reine Margot) — исторический фильм Патриса Шеро по мотивам одноименного исторического романа Александра Дюма. Получил два приза Каннского фестиваля и пять премий «Сезар».
Содержание |
Фильм начинается с со сцены венчания Марго и Генриха Наваррского.
На церемонии бракосочетания в Соборе Парижской Богоматери невеста не смогла заставить себя сказать «да», и Королю Карлу пришлось стукнуть её по затылку. Невольный возглас был принят за согласие.
Свадьба, отпразднованная с большой пышностью, закончилась Варфоломеевской ночью, или «парижской кровавой свадьбой» (24 августа 1572). Резня показана во всех деталях. Кровь, масса окровавленных и изуродованных тел на улицах… Марго спасает раненого протестанта и влюбляется в него. Но они теряют друг друга — она думает, что он погиб, и только некоторое время спустя узнаёт, что он (имя умалчивается) остался в живых…
В конце концов, любимый Марго остаётся без головы — её брат, король Франции, казнил его, после чего, сам умер и другой его брат, Генрих, стал королём.
Марго отправляется к палачу и просит бальзамировать тело любимого, а сама забирает его голову с собой в Наварру.
Фильм лишь в общих чертах связан с сюжетом одноименного романа Александра Дюма, достаточно вольно его интерпретируя. Однако и сам сюжет романа мало связан с реальными биографиями Лерака де ла Моля и Аннибала де Коконнаса. В действительности оба были миньонами Франсуа, герцога Анжуйского, который предал их в обмен на прощение за участие в заговоре 1574 г. против Генриха III, только что восшедшего на французский престол. За участие в заговоре оба были казнены.
Венчание исторических Маргариты и Генриха происходило не в католическом соборе, а на помостье перед ним, так как Генрих был протестантом. Не могло присутствовать на венчании и так много духовенства, как показано в фильме — королеве Екатерине Медичи стоило немалых усилий уговорить кардинала Шарля де Бурбона (единственного католика в семье Бурбонов) поженить пару без разрешения папы Римского.
Любовница Генриха Наваррского, Шарлотта де Сов, не была убита, она скончалась только в 1617 году, пережив большинство других действующих лиц романа.
Выход фильма остался в памяти специалистов по кино как один из исторических водоразделов.[1] Лента, в которой французские придворные XVI века изъясняются на современном молодёжном жаргоне, напоминая критикам «панков», а вместо пышных костюмов с брыжами носят рваное исподнее, «знаменовала падение последнего оплота изысканного костюмерного искусства в кинематографе — исторического жанра».[1] Отказавшись подходить к классике как архивист «в перчатках», Шеро заявил, что снимал «что угодно, но только не исторический фильм» в традиционном понимании слова.[2] Зрителей в Каннах «Королева Марго» покорила неслыханной для крупнобюджетного костюмного фильма откровенностью в демонстрации «крови и плоти»: особенно много споров вызвали кровавый балет Варфоломеевской ночи и хитросплетения семейного инцеста в семействе Валуа, а заседания королевских родственников во главе со зловещей флорентийкой напомнили М. Трофименкову сходки итальянской мафии.[2] «Королева Марго» положила начало моде на подспудное осовременивание исторических реалий, которую продолжили такие ленты, как «Мария-Антуанетта» (2006), «Принцесса де Монпансье» (2010) и т. д.
Год | Результат | Награда или фестиваль | Категория | Примечание |
---|---|---|---|---|
1994 | Победа | Каннский кинофестиваль | Приз жюри | |
Серебряная премия за лучшую женскую роль | Вирна Лизи | |||
Номинация | Золотая пальмовая ветвь | |||
1995 | Номинация | Оскар | Лучшие костюмы | Модиль Бикель |
Золотой глобус | Лучший иностранный фильм | |||
Победа | Сезар | Лучшая женская роль | Изабель Аджани | |
Лучший оператор | Филипп Руссело | |||
Лучшие костюмы | Модиль Бикель | |||
Лучшая мужская роль второго плана | Жан-Юг Англад | |||
Лучшая женская роль второго плана | Вирна Лизи |
Королева Марго (фильм, 1994).