Progulki-po-reke-moskwa.ru

прогулки на теплоходе по Москве реке

Космицизм (Лавкрафт)

09-07-2023

Лавкрафт

Космицизм (англ. Cosmicism) — литературная философия, созданная американским писателем Говардом Филлипсом Лавкрафтом[1][2]. Лавкрафт был автором философских историй ужасов, включающих оккультные и мистические явления, такие как духовная одержимость, метисация рас инопланетян, космогония и другие, — эти темы со временем способствовали развитию личной философии Лавкрафта[3].

Философия космицизма Лавкрафта утверждает, что «во Вселенной нет видимого божественного присутствия, такого как Бог, и что люди совсем незначительны в более широкой схеме межгалактического существования»[4]. Самая популярная тема в произведениях Лавкрафта — страх человечества перед своей незначительностью или перед лицом непостижимо большой Вселенной[5][6][7]: страх перед космической пустотой[8]. Лавкрафт подробно выражает эти идеи в рассказе «Зов Ктулху»:

Мне кажется, самая милосердная вещь в мире — это неспособность человеческого разума связать воедино все его составляющие. Мы живем на тихом острове невежества посреди черного моря бесконечности, и это не значит, что нам надо выходить за его пределы. Науки, продвигающиеся каждая в свою сторону, до сих пор приносили нам мало вреда; но в один прекрасный день собирание разрозненных кусочков знания в единое целое откроет нам такие страшные перспективы реальности и нашего в ней положения, что нам останется либо сойти с ума от этого откровения, либо спасаться от света знания в мире и безопасности нового средневековья.

Анализ

Р'льех. Автор: Доминик Сигнорет

Космицизм Лавкрафта и человекоцентрические взгляды на мироздание несовместимы[2][9]. Космицизм имеет много общего с нигилизмом, но важно отличие состоит в том, что космицизм подчёркивает незначительность человечества и его деяний, а не отвергает возможность существования какой-либо высшей цели. Например, в «Мифах Ктулху» ужас вызывает не отсутствие значимости людей, а само открытие героями истины о том, что у них нет абсолютно никакой возможности что-либо изменить в огромной и безразличной Вселенной. В работах Лавкрафта любой смысл или цели, которые могли бы объяснить действия космических сущностей, совершенно недоступны для понимания людей[6].

Космицизм Лавкрафта был результатом чувства экзистенциальной беспомощности человечества перед лицом того, что он называл «бесконечными пространствами», научными открытиями, и веры, что человечество по сути находится во власти необъятного и пустого космоса[10]. В его произведениях эти идеи часто исследуются с юмором («Герберт Уэст — реаниматор»), через сновидческое повествования («Сомнамбулический поиск неведомого Кадата») и «Мифы Ктулху» («Зов Ктулху»). Общие темы, связанные с космизмом в творчестве Лавкрафта, — это ничтожность человечества во Вселенной и поиск запретных знаний, который заканчивается катастрофой для ищущих.

Роберт Прайс пишет в книге «Lovecraft's 'Artificial Mythology'»: «Кто-то ищет запретные знания, сознательно или, что более вероятно, невольно, и возможно он не понимает, что для него уже слишком поздно... Знания, однажды полученные, слишком велики для человеческого ума. Это прометеевское, фаустовское знание. Знание, разрушающее в момент просветления, гнозис проклятия, а не спасения»[11].

Персонажи Лавкрафта сходят с ума, а их разум начинает разрушаться, когда они сталкиваются с воздействием сверхъестественных сил или неевклидвой геометрией[12]. Текст Лавкрафта внушают читателю страх перед чем-то иным или чуждым; например, в рассказах «Ужас Данвича» и «Дагон» нечто неизвестное изображено как ужасная угроза для остального человечества. Возможно, это отражение личных особенностей автора, которые могли включать замкнутость и параноидальность.

В первых строках рассказа «Зов Ктулху» Лавкрафт пишет:

Лавкрафт подробнее высказался в письме Фарнсворту Райту, редактору «Weird Tales» (Избранные письма 2.284):

Сейчас все мои истории основаны на фундаментальной предпосылке, что простые человеческие законы, интересы и эмоции не достоверны и не имеют смысла в безбрежной бездне космоса. Для меня нет ничего столь ясного в историй, как образ человека, — его низшие человеческие страсти, условности и стандарты — поданные в естественном виде для других миров или вселенных. Чтобы постичь истинную сущность запредельного, будь то время, пространство или измерение, нужно забыть такие вещи, как органическая жизнь, добро и зло, любовь и ненависть, и все низшие атрибуты для такой незначительной и временной расы, которая зовется человечеством. Если она вообще существует.... Только в сценах с людьми персонажи должны иметь человеческие качества. С ними нужно обращаться с усерднейшим реализмом (не спутав с романтизмом), но когда мы пересечем грань безграничной и жуткой неизвестности, — пределов, населенных тенями, — мы должны оставить все человеческое, — и приземленное на пороге этого запределья.

Космический индифферентизм

Азатот

Хотя космицизм кажется глубоко пессимистичным, Лавкрафт не считал себя пессимистом или оптимистом, а скорее «научным» или «космическим» индифферентистом, — это одна из тем в его произведениях[13]. В творчестве Лавкрафта люди часто подчиняются могущественным существам и иным космическим силам, но эти силы не столько злонамеренны, сколько и безразличны к человечеству[14]. Это равнодушие — важная тема космизма. С. Т. Джоши утверждает, что «Лавкрафт постоянно участвовал в (более или менее) гениальных дебатах о религии с несколькими коллегами, особенно с благочестивым учителем Морисом В. Мо. Лавкрафт выбрал позицию сильного атеизма; он считал религию не просто ложью, но и опасным для социального и политического прогресса явлением»[15]. Таким образом космицизм Лавкрафта вовсе не религиозен, а скорее является версией его механистического материализма. Вследствие этого, Лавкрафт принял философию космического индифферентизма. Он верил в бессмысленную, механическую и безразличную Вселенную, которую люди с их естественными ограниченными возможностями никогда не смогут понять. Его точка зрения не допускала правок с религиозными верованиями, потому что они не могли быть научно подтверждены. В его произведениях непостижимые космические силы так же мало заботятся о человечестве, как люди о насекомых[16].

Хотя Лавкрафт был не религиозен, но он создал различных Древних богов, таких как Ктулху. Лавкрафт никогда не считал их сверхъестественными сущностями, а они являются инопланетными существами, которые подчиняются естественным для них законам, которые для человека кажутся магическими. Древние боги хотя и опасны для человечества, но изображаются ни добрыми, ни злыми, а человеческие представления о морали не имеют для этих существ никакого значения. Они буквально существуют в космических сферах за пределами человеческого понимания. Они олицетворяют тип вселенной, в которую верил Лавкрафт[17]. Некоторые из этих существ имеют — а в некоторых случаях и создают — культы в их честь, но для подавляющего большинства этих существ человеческая раса настолько незначительна, что они не придают людям никакого значения.

Лавкрафт выразил эти мысли в письме Джеймсу Ф. Мортону:

Вопреки тому, что вы могли посчитать, я не пессимист, а индифферентист — то есть, я не полагаю ошибочно, что результат воздействия окружающей природы и основных условий для органической жизни, будет иметь какую-либо связь с желаниями или вкусами живых существ либо частью их жизненного цикла. Пессимисты столь же нелогичны, как и оптимисты; поскольку все они представляют, что устремления человечества едины и имеют прямое отношение (фрустрации либо устремления) к непрерывному потоку земных мотиваций и событий. То есть — обе школы в рудиментарном виде сохраняют примитивную концепцию сознательной телеологии — космоса, который, черт возьми, так или иначе безразличен к потребностям и желаниям комаров, крыс, вшей, собак, людей, лошадей, птеродактилей, деревьев, грибов, дронтов или других форм биологической энергии.

Ссылки

  1. Lovecraft, H. P. (1890-1937), author. — Oxford University Press, 2000-02. — (American National Biography Online).
  2. ↑ BBC Radio 4 - The Case of Charles Dexter Ward - Seven surprising ways H.P. Lovecraft influenced our pop culture. web.archive.org (20 мая 2019). Дата обращения: 29 июня 2023. Архивировано 20 мая 2019 года.
  3. Архивировано 19 мая 2023 года.
  4. History of Humans - Trung Nguyen - Google Books. web.archive.org (26 мая 2021). Дата обращения: 29 июня 2023. Архивировано 26 мая 2021 года.
  5. Peak, David (2014). The Spectacle of the Void. U.S.A.: Schism Press. p. 15. ISBN 978-1503007161. This [Lovecraftian] paralysis is caused by the realization that the underlying problem…[is] that incalculably large void which envelopes us all.
  6. ↑ H.P. 洛夫克拉夫特:克蘇魯神話,顛倒康德的恐怖 (03/15)|香港01|哲學. web.archive.org (17 мая 2019). Дата обращения: 29 июня 2023. Архивировано 17 мая 2019 года.
  7. Архивировано 21 октября 2019 года.
  8. David Peak. [David Peak The Spectacle of the Void he Spectacle of the Void.]. — Schism Press., 2014. — . pp. 57, 59 с. — ISBN ISBN 978-1503007161.
  9. Архивировано 26 декабря 2019 года.
  10. Fritz Leiber. A Literary Copernicus Discovering H. P. Lovecraft, ed. Darrell Schweitzer. — 1987.
  11. Robert Price. "Lovecraft's 'Artificial Mythology'". — An Epicure in the Terrible. — С. p. 247..
  12. Peak, David (2014). The Spectacle of the Void. U.S.A.: Schism Press. pp. 27, 28. ISBN 978-1503007161. [O]f [Lovecraft’s] extra-dimensionality…[i]t is the horror of unknown interiors, the failure of our geometry.
  13. William F. Touponce (2013). Lord Dunsany, H.P. Lovecraft, and Ray Bradbury: Spectral Journeys. Scarecrow Press. p. 62. ISBN 978-0-8108-9220-0.
  14. Price, «Lovecraft’s 'Artificial Mythology'», p. 249.
  15. S.T. Joshi Interview - Acid Logic e-zine. www.acidlogic.com. Дата обращения: 29 июня 2023. Архивировано 19 июня 2019 года.
  16. 10.1080/00144940409597257.
  17. ISBN 978-1-349-46166-0, 978-1-137-32096-4.

Литература

  • Johnson, Brian (2016). «Prehistories of Posthumanism: Cosmic Indifferentism, Alien Genesis, and Ecology from H. P. Lovecraft to Ridley Scott». In Sederholm, Carl H.; Weinstock, Jeffrey Andrew (eds.). The Age of Lovecraft. Minneapolis: University of Minnesota Press. pp. 97-116. ISBN 978-0-8166-9925-4. JSTOR 10.5749/j.ctt1b9x1f3.9.
  • Joshi, S. T. (August 1997). «Introduction». The Annotated H. P. Lovecraft. New York, NY: Dell. ISBN 0-440-50660-3.
  • Houellebecq, Michel (1999). H. P. Lovecraft: Against the World, Against Life. Brooklyn, NY: McSweeny. ISBN 1-932416-18-8.
  • Fossemò, Sandro D. (2010). Cosmic Terror from Poe to Lovecraft. Italy.
  • Reddy, M. V. Lakshmi (2015). «'Cosmicism' the True Eternal Theism: Realising the Supreme Cosmic Reality through Basic Cosmic Education for Global Adults». Indian Journal of Adult Education. Vol. 76, no. 4. pp. 15-32.
  • Reddy, M. V. Lakshmi (2021). «Cosmicism, Eternal, Supreme, Scientific Theism-cum-Philosophy». University News — A Weekly Journal of Higher Education. Vol. 59, no. 30. pp. 8-13.

Космицизм (Лавкрафт).

© 2021–2023 progulki-po-reke-moskwa.ru, Россия, Нальчик, ул. Терская 11, +7 (8662) 65-82-84