01-07-2023
Вячеслав Крашенинников | |
Имя при рождении: |
Вячеслав Сергеевич Крашенинников |
---|---|
Дата рождения: | |
Место рождения: | |
Гражданство: |
России |
Дата смерти: | |
Место смерти: | |
Отец: |
Крашенинников Сергей Вячеславович, военнослужащий |
Мать: |
Крашенинникова Валентина Афанасьевна, домохозяйка |
Вячесла́в Серге́евич Крашени́нников (22 марта 1982, Юрга, Кемеровская область — 17 марта 1993, Чебаркуль) — мальчик, умерший в возрасте 10 лет, которого некоторые считают чудотворцем и прорицателем, продолжающим творить чудеса и после своей смерти.
Содержание |
Родился 22 марта 1982 года в городе Юрга (Кемеровская область). Крещение принял в городе Тайга, также Кемеровской области.
Поскольку его отец был офицером, семья несколько раз переезжала на новое место жительства. Славику не было года, когда они переехали в ГДР (в связи со службой отца в ГСВГ).
Славику было чуть больше 5 лет, когда семья переехала к новому месту службы отца, на Урал. Последние несколько лет своей жизни Славик провёл в городе Чебаркуль Челябинской области. Детский сад не посещал; учился в средней школе № 4 города Чебаркуля. Какое-то время Славик с матерью жили в чебаркульской квартире одни, поскольку отец работал в это время в Шадринске, а старший сын Константин ушёл в армию.
Согласно опубликованным позднее воспоминаниям его матери, Славик во многих отношениях был необычным ребёнком. В заключении экспертной комиссии миссионерского отдела Челябинской епархии приводится такая характеристика, составленная со слов мамы мальчика и других почитателей [1]:
Мальчик, говорится в опубликованных воспоминаниях о нём, происходил из воцерковленной православной семьи, имел ангелоподобную внешность, был необыкновенно добр, послушен, интеллигентен, благочестиво-набожен; кроме этого он с раннего детства отличался сверхчеловеческими знаниями и способностями: пророчествовал, умел диагностировать и лечить различные заболевания. Именно последнее обстоятельство обусловливало повышенное внимание к нему со стороны сначала земляков — жителей Чебаркуля и Миасса, а затем и многочисленных приезжих. По свидетельству родных, мальчика дважды вывозили в Троице-Сергиеву лавру, где он имел продолжительные беседы со старцем Наумом и где его целительский дар был удостоверен как «Божий».
С другой стороны, по словам Любови Менщиковой, директора средней школы № 4, «Крашенинников Вячеслав — обычный мальчик, обычный ученик. И тут после смерти вдруг такой шум, разговоры, слухи»[2].
Первая учительница Славика, Ирина Абрамовна Игнатьева, рассказала: «Славу помню. Учился не блестяще, на 3 и 4. Но был очень хороший и добрый ребёнок. Вокруг него действительно был какой-то ажиотаж, говорили, помогал кому-то. Видел, у кого что болит»[3].
Скончался у себя дома 17 марта 1993 года в 4:50 утра от рака крови, не дожив пяти дней до своего 11-летия. Похороны состоялись 19 марта.
В настоящее время над могилой Вячеслава сооружена своеобразная часовня, заставленная иконами, в том числе самого Славика. Сюда съезжаются паломники со всей страны и даже из-за рубежа, читаются молитвы и поются сложенные в его честь акафисты. Считается, что здесь происходят чудесные исцеления. Также считаются целебными камешки, земля и снег с могилы Славика.
«Камешки» — это кусочки мрамора, которые отец Славика постоянно привозит из карьера около села Коелга (там же был сделан и памятник на могиле). Славик при жизни говорил, что мрамор — живой камень и что он разгоняет бесов. Паломники разбирают эти кусочки мрамора; иногда просто носят с собой, а иногда заливают водой и пьют эту воду.
О мальчике написано несколько книг. Началось всё с книги «Ах, мама, маменька…» Геннадия Павловича Быстрова (выпущена в 2001—2002 годах), записана она со слов матери. Сама Валентина Крашенинникова написала «Чудеса и предсказания отрока Славика» и «Посланный Богом». Лидия Емельянова написала две другие — «Отрок Вячеслав» и «Бог говорит избранникам своим…». В этих книгах приводятся многочисленные свидетельства о необычных качествах и способностях мальчика, о его посмертных явлениях и о сотворённых им чудесах. Кроме того, в 2010 г. на DVD был издан 4-серийный документальный фильм «Русский ангел. Отрок Вячеслав» (режиссёр Сергей Богданов). В 2011 г. вышел второй фильм (также 4-серийный), посвящённый пророчествам Славика.
В 2009 г. было записано видеоинтервью протоиерея Петра Бородулина «Блаженны Вы, когда поносят вас…», в котором он высказал своё твёрдое убеждение, что Вячеслав Крашенинников — святой.
В 2007 году митрополит Челябинский и Златоустовский Иов (Тывонюк) создал комиссию по расследованию обстоятельств появления этого культа, а после завершения её работы обратился к архиереям Русской Православной Церкви с письмом, в котором просил разъяснить духовенству и мирянам недопустимость поклонения чебаркульскому лжесвятому. В письме говорится[4]:
В связи с участившимися случаями паломничеств духовенства и мирян многих епархий нашей Церкви в город Чебаркуль для поклонения так называемому «отроку Вячеславу Чебаркульскому» настоящим сообщаю, что данное лицо не является ни канонизированным Русской Православной Церковью, ни местнопочитаемым святым. Культ поклонения «отроку Вячеславу» является самоизмышленным, содержит в себе элементы заурядного суеверия, кощунственного посягательства на учение Церкви и насаждается достаточно организованной группой антицерковно настроенных лиц.
Комиссия отвергла возможность официальной канонизации Славика, главным образом из-за того, что многие из его высказываний не соответствуют православному вероучению. Кроме того, по мнению комиссии, часть «пророчеств» Славика представляет собой всего лишь вольный пересказ голливудских фантастических фильмов[1]. Миссионерский отдел челябинской епархии издал также специальную брошюру «Бабьих басен отвращайся», посвящённую критике культа Славика.
Отрицательным было отношение Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к почитанию Славика:
Нам понятна и близка скорбь матери, потерявшей совсем юного сына. Но, понимая и разделяя эту скорбь, мы с горечью констатируем, что последующие её действия, направленные на возбуждение в обществе интереса к покойному ребёнку и создание культа его почитания как святого, не соответствуют церковному вероучению и церковной практике канонизации и почитания святых. Не в религиозном поклонении нуждается покойный мальчик, легкомысленно объявленный Божиим угодником, а в усердной молитве, прежде всего в молитве о нём матери[5].
В 2010 году Издательский совет Русской православной церкви запретил распространение через церковную книжную сеть изданий «Ах, мама, маменька…» и «Бог говорит избранникам своим…»[6].
Крашенинников, Вячеслав Сергеевич.