27-07-2023
Крепостной театр — в Российской империи до 1861 г. (отмены крепостного права) — частный театр дворянина, состоявший из крепостных актёров, принадлежавших ему на праве собственности.
Выступала такая труппа где, сколько и как указывал хозяин, использовалась как в развлекательных, так и в коммерческих целях. Уровень профессионализма актеров колебался от безвкуснейшей самодеятельности до достаточно сыгранного и известного коллектива. Актёр крепостного театра был абсолютно бесправен, так как оставался крепостным и вместе со всей труппой мог по решению дворянина быть продан в другие руки, наказан, отправлен на тяжёлые работы. О свободе творчества речи в данном случае не шло, актёрский труд носил скорее принудительный и нередко временный характер. Впрочем, некоторое количество крепостных театров и крепостных актёров получили известность в свое время. Репертуар крепостных театров, как правило, включал оперу, балет и драматические спектакли.
Содержание |
В начале XIX века в подмосковных усадьбах было более десяти крепостных театров. Пионером и одним из наиболее выдающихся был крепостной театр графов Шереметевых в Кускове (позже в Останкине). Наиболее известными были театры князя Юсупова на Мойке и в подмосковном Архангельском, графов Шуваловых на Фонтанке, Потёмкина в Таврическом дворце, Апраксиных в Ольгове, Закревских в Ивановском, Паниных в Марфине, Загряжских в Яропольце Волоколамском, наследника престола Павла Петровича в Петербурге, а граф А. К. Разумовский, Шереметев, князь Трубецкой имели свои хоры.
Свои певческие хоры существовали у митрополитов, епископов, архимандритов, у полковых командиров. Крепостной театр или хор создавал особый почёт своему хозяину, впрочем как и другие украшения барской жизни — псарни, оранжереи, зверинцы и т. п.
- Или вон тот еще, который для затей
- На крепостной балет согнал на многих фурах
- От матерей, отцов отторженных детей?!
- Сам погружен умом в Зефирах и в Амурах,
- Заставил всю Москву дивиться их красе!
- Но должников не согласил к отсрочке:
- Амуры и Зефиры все
- Распроданы поодиночке!!!
— А. С. Грибоедов «Горе от ума», 1824 г.
В Белоруссии крепостные театры возникают в ХVIII веке. В 1740—1791 годах в Великом княжестве Литовском, в городе Несвиже действовал крепостной театр князей Радзивиллов.
Премьера постановки «Образец справедливости» состоялась в 1740 году. Первую комедию авторства Франциски Урсулы Радзивилл «Остроумная любовь» поставили через шесть лет. Показы сопровождались музыкой в исполнении несвижской капеллы Радзивиллов. Ставились спектакли в специально построенном здании — «камедихаузе» или во дворце «Консоляция» в предместье Несвижа Альбе и под открытым небом, в так называемом зелёном театре. Одновременно с несвижским театром существовал слуцкий, он принадлежал Иерониму Флориану Радзивиллу. В репертуаре преобладали опера и балет. Придворные театры действовали также в Слониме, Гродно, Шклове, театры Сапегов — в Ружанах и Деречине.
На Украине было немало крепостных театров. Среди известнейших театр в селе Кибинци на Полтавщине в имении Д. Трощинского, а также театр помещика Д. Ширая с селе Спиридонова Буда на Черниговщине, который неоднократно бывал с гастролями в Киеве. Имел известность крепостной театр в селе Романове на Волыни, где ставились классические оперные спектакли. В имение помещика Тарнавського в селе Качановка на Черниговщине посмотреть театральные представления приезжали Н. В. Гоголь, М. О. Максимович, М. А. Маркевич. Этот крепостной театр упомянут в повести Т. Г. Шевченко «Музыкант», музыкантов которого обучал М. И. Глинка.
В переносном смысле «крепостным театром»[1] называли театральные коллективы, сформированные из заключенных ГУЛАГа.
В них принимали участие как попавшие в лагерь профессиональные актёры и режиссёры, так и люди, обучавшиеся театральному искусству уже в заключении.
Заключённым, работавшим «стахановскими методами труда»[2], предоставлялся целый ряд специальных, дополнительных льгот, в частности постоянный клубный билет на занятие лучшего места для просмотра кинокартин, художественных постановок и литературных вечеров.
Крепостной театр.