12-10-2023
|
---|
Ключевые понятия
Бог · Богиня-мать · Божество · Гадания · Жертвоприношение · Загробный мир · Золотой век · Инициация · Мировая ось · Мировое древо · Миф · Монотеизм · Политеизм · Сакральное · Священные камни · Синкретизм · Тайные общества |
Древнейшие формы религиозности
Анимизм · Зоолатрия · Культ предков · Культ коня · Магия · Полидоксия · Тотемизм · Фетишизм · Шаманизм |
Исторические ареалы
Азия (Бон · Буддизм · Ведизм · Гиндукушская религия · Даосизм · Джайнизм · Индуизм · Мусок · Синтоизм · Тенгрианство) |
Служители культа
Коэны · Брахман · Волхв · Друид · Жрец · Имам · Лама · Маг · Мобед · Монах · Оракул · Священник · Шаман |
Сверхъестественные сущности
Албаста · Ангел · Асура · Демон · Джинн · Дух · Дьявол · Дэв · Оборотень · Призрак · Чёрт · Эльф |
Культ предков — формы почитания родовых святынь и хранителей, и культ семейно-родовых предков. Считалось, что предки (чуваш. ваттисем) покровительствуют своим живым потомкам-сородичам, поэтому в их честь старались устраивать праздники и проводить обряды [1]
Содержание |
Главным обрядом, посвящённым предкам, является юпа (чуваш. юпа ирттерни) — осенние поминовения предков, проводившиеся в месяц юпа (октябрь), т. е. в месяц поминок, по чувашскому календарю. В дни осенних поминок ставили постоянный намогильный столб — памятник из дерева или камня, вместо временного «салам калакĕ», который ставили во время похорон. Основное место в Культе предков занимают жертвоприношения с молитвами (чуваш. хывни). Культ предков заключает в себе погребение по установленным правилам, обычай установления салам калакĕ и памятника (юпа), праздники, связанные с всеобщим поминовением усопших.
Атрибутами обряда являются: скульптура юпа, разжигание огня (костра), танцы на горящих углях , хоровод с песнями (чуваш. юпа юррисем), музыкальное сопровождение на скрипке (гуслях, волынке ) и т. д. На специальном алтаре для свечей «Уша юпи» (чуваш. Улчепи), когда столб лежит в полном облачении как покойник в избе на постели, и на столбе после его водружения на кладбище зажигают свечи, поддерживая горение до утра. По представлениям древних, после создания «белого света» предок являлся к живым, его угощали, чтобы сохранить благополучие живых, продлить род. От предков зависело состояние природы, плодородие полей и т. п.
По представлениям древних, умерший человек превращался в предка постепенно, со временем. С Культом предков были связаны обряды Калăм (весенние), Çимĕк (летние), Юпа (осенние) и др.
Калăм (чуваш. Калăм кун) — один из самых значительных праздников связанных с почитанием духов предков. Также известен как Мункун [2] Праздник всегда выпадал на среду. Начинался праздник с детской игры "хĕрлĕ çăмарта" - " красного яйца", распространенный у многих народов Поволжья ( ср.: татарско-мишарским.: " Кызыл Йомыртка коне" - " день красного яйца"). В это время взрослое население готовилось к празднику, который начинался с молитвы. Главным участником становится один из старших родственников, чье положение подчеркнуто уважительное - под его сиденье кладут подушку, и он единственный сидит во время молитвы:
Помилуй, аминь, Боже. Совершаю молитву в честь Калăм, Дай мне провести этот год веселясь и играя, Дай накормить приходящего голодным, Дай обогреть приходящего озябшим. Молитву наивных сыновей и дочерей прими благовейно и благосклонно. Помилуй, аминь, Боже.
После чего все подходят к порогу двери и три раза преклоняют голову, после чего хозяин обращается к выбранному родственнику со словами: " Пусть старые скирды будут такими же". Важным элементов является ритуальное разделывание гуся.[3]
Çимĕк — летний праздник, посвящённый поминовению усопших с посещением кладбищ. Проводился через семь недель после Пасхи в четверг перед Троицей. Полагают, что празднование Çимĕк распространилось не ранее середины XVIII века, но обрядово-ритуальные действия древние. Они включают в себя мытьё в бане лечебными травами и кореньями, обрамление окон, ворот, дверей зелёными ветками (чаще всего рябиновыми), выпечку блинов, пирогов, приготовление предписанных ритуальных блюд и напитков, закалывание живности, зажигание ритуальных свеч, совершение молитвы и ритуальное кормление усопших дома, посещение кладбища, моление духам предков, принесение даров усопшим (на могильный столб вешали, в зависимости от пола покойного, вышитое полотенце, рубашку, сурбаны) и ритуальное кормление на могилах, общая молитва стариков и общее угощение с поминальной песней, музыкой и пляской. Согласно поверью, веселье передавалось на тот свет, к умершим.
Многие атрибуты Культа предков, в частности юпа чувашей и дунайских болгар, аналогичны.
Культ предков в чувашской мифологии.