11-10-2023
К-33, (К-54) | ||
---|---|---|
История корабля | ||
Государство флага | СССР | |
Порт приписки | Западная Лица, Ягельная губа,Гремиха | |
Спуск на воду | 6 августа 1960 | |
Выведен из состава флота | 16 сентября 1987 | |
Современный статус | Утилизирована | |
Основные характеристики | ||
Тип корабля | ПЛАРБ | |
Обозначение проекта | проект 658, 658М | |
Разработчик проекта | ЦКБ-18 (ЦКБ МТ «Рубин») | |
Главный конструктор | С. Н. Ковалёв | |
Классификация НАТО | «Hotel-I/II» | |
Скорость (надводная) | 15 узлов | |
Скорость (подводная) | 26 узлов | |
Рабочая глубина погружения | 240 м | |
Предельная глубина погружения | 300 м | |
Автономность плавания | 50 суток | |
Экипаж | 104-114 человек | |
Размеры | ||
Водоизмещение надводное | 4 039 т | |
Водоизмещение подводное | 5 300 т | |
Длина наибольшая (по КВЛ) | 114,0 м | |
Ширина корпуса наиб. | 9,2 м | |
Средняя осадка (по КВЛ) | 7,68 м | |
Силовая установка | ||
два водо-водяных атомных реактора ВМ-А по 70 МВт | ||
Вооружение | ||
Торпедно- минное вооружение |
Носовые ТА: 4 x 533 мм (торпеды СЭТ-65, 53-65К), 2 x 400 мм, 6 противолодочных торпед. Кормовые ТА: 2 x 400 мм, 6 противолодочных торпед. |
|
Ракетное вооружение | Комплекс Д-2 с тремя БРПЛ Р-13 в ограждении рубки (проект 658). Комплекс Д-4 с тремя БРПЛ Р-21 в ограждении рубки (проект 658М). |
К-33 — советская атомная подводная лодка проекта 658, 658М, заводской № 902.
Заложена 9 февраля 1959 года на стапеле цеха № 50 Северного машиностроительного предприятия. Спущена на воду 6 августа 1960 года. С 15 августа по 21 ноября 1960 года на лодке были проведены швартовные испытания оборудования и механизмов. Заводские ходовые испытания проводились в период с 22 по 27 ноября 1960 года. Государственные испытания проходили с 27 ноября по 24 декабря 1960 года. 24 декабря 1960 года Государственная комиссия подписала акт о завершении государственных испытаний ПЛАРБ «К-33».
Включена в состав Северного флота 6 июня 1961 года, зачислена в состав 31-й дивизии подводных лодок с местом базирования в Западной Лице. Первым командиром ПЛАРБ «К-33» был назначен капитан 2 ранга Юшков В. В.
В 1961 году лодка отрабатывала задачи боевой подготовки, совершив шесть выходов и пройдя 2235 морских миль в надводном положении и 9611 морских миль в подводном. В декабре 1961 года совершила подлёдный поход, выполнив всплытие во льдах севернее острова Новая Земля.
С 6 ноября 1962 года по 29 декабря 1964 года ПЛАРБ «К-33» проходила текущий ремонт на судоремонтном заводе«Звездочка».[1] При прохождении ремонта лодка была модернизирована по проекту 658М. 11 апреля 1963 года на стоящей в ремонте субмарине произошёл пожар, возникший при проведении работ по демонтажу листов обшивки рубки и ракетных шахт. Пожар был ликвидирован подачей воды с ПЛА «К-3», ПЛАРБ «К-33», МБ «Руслан», при участии пожарной команды береговой базы. По утверждению моряков с финского грузового судна «Финнклиппер», 12 апреля 1963 года К-33 столкнулась с их судном на севере пролива Каттегат[2].
В феврале—марте 1965 года ПЛАРБ «К-33» была переведена в состав 31-й дивизии 12-й эскадры [подводных лодок с местом базирования в Ягельной губе. В том же 1965 году на лодке была обнаружена газовая неплотность ТВЭЛов, при устранении данной неисправности была произведена перезагрузка активных зон реакторов.
В сентябре 1967 года ПЛАРБ «К-33» первой произвела залп полным боекомплектом баллистических ракет Р-21.
В 1968 году на субмарине произошло раскрытие оболочек ТВЭЛов, что опять повлекло за собой перезагрузку активных зон реакторов.
В кампанию с 30 декабря 1964 года по 15 января 1969 годов ПЛАРБ «К-33» совершила один автономный поход на боевую службу продолжительностью 49 суток.
В период с 1 апреля 1969 года по 1 апреля 1971 года лодка прошла средний ремонт с перезарядкой активных зон реакторов.
В кампанию февраля 1969 года — января 1974 года ПЛАРБ «К-33» выполнила 3 автономных похода на боевую службу общей продолжительностью 150 суток.
В период с 7 мая по 17 июня 1976 года на лодке была произведена перезарядка активных зон реакторов.
25 июля 1977 года ПЛАРБ «К-33» был присвоен новый тактический номер «К-54».[3]
С 9 марта 1978 года по 30 июня 1983 года ПЛАРБ «К-54» проходила средний ремонт на судоремонтном заводе № 35 в посёлке Роста Мурманской области. На лодке была произведена вторичная модернизация, ракетный комплекс был демонтирован.
В 1983 году ПЛАРБ «К-54» была переведена в состав 17-й дивизии 11-й флотилии подводных лодок с базированием в Гремихе.
В 1985 — 1986 годах ПЛАРБ находилась в боевом дежурстве и отрабатывала задачи боевой подготовки в море и на базе.
В 1987 году в связи с неудовлетворительным техническим состоянием ПЛАРБ «К-54» приказом командующего КСФ была переведена в резерв 2-й категории.
16 сентября 1987 года лодка была выведена из боевого состава ВМФ.
Всего с момента спуска на воду ПЛАРБ «К-33»(«К-54») прошла 131918 морских миль за 19349 ходовых часов.
С 1988 года по 2003 год лодка находилась в пункте временного хранения на плаву. В июле 2003 года ПЛАРБ «К-54» была оттранспортирована для дальнейшей утилизации на судоремонтный завод «Нерпа», расположенный в городе Снежногорск Мурманской области.
Это заготовка статьи о подводных лодках. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
К-33.