Progulki-po-reke-moskwa.ru

прогулки на теплоходе по Москве реке

Ландовска, Ванда

24-05-2023

«Московский концерт Ванды Ландовской», пастель Леонида Пастернака, 1907.

Ванда Ландовска (польск. Wanda Landowska; 5 июля 1879, Варшава — 16 августа 1959, Лэйквилл, штат Коннектикут) — польская пианистка и (преимущественно) клавесинистка, музыкальный педагог. Ключевая фигура в возрождении клавесина в XX веке.

Содержание

Биография

Родилась в еврейской семье адвоката Мариана Ландовского и Эвелины Лаутенберг. Ландовска училась в Варшавской консерватории у Яна Клечинского и Александра Михаловского, в 18961900 гг. изучала композицию в Берлине у Генриха Урбана.

В 19001912 гг. Ландовска жила в Париже и преподавала в «Schola Cantorum», одновременно работая над книгой «Старинная музыка» (фр. Musique ancienne; 1909). В этот период окончательно оформился её интерес к клавесину как аутентичному инструменту клавирной музыки XVIII века; Ландовска много путешествовала по Европе, изучая сохранившиеся образцы инструментов. В 1912 г. она переехала в Берлин и по предложению Германа Кречмара открыла первый в новейшей музыкальной истории специальный класс клавесина в Берлинской Высшей школе музыки. В 1920 г. Ландовска вернулась в Париж, в 1925 г. открыла собственную Школу старинной музыки (фр. École de Musique Ancienne), превратив свой дом в предместье Сен-Лё-Ла-Форе в учебный центр. Одновременно в 1920-30-е гг. она широко гастролировала по Европе и США. В этот период Ландовска приняла французское гражданство.

Эмиль Орлик. Портрет Ванды Ландовской, 1917

С началом Второй мировой войны Ландовска продолжала сперва жить под Парижем и работать над записями музыки Баха и Скарлатти (на некоторых записях, сделанных в это время в Сен-Лё-Ла-Форе, слышны разрывы бомб). Однако в итоге Ванда Ландовска из-за своего еврейского происхождения была вынуждена, в сопровождении своей ученицы и спутницы Дениз Ресту, бежать из Франции через Португалию в США; все средства и имущество Ландовской, включая редкие инструменты, пропали. Прибыв в Нью-Йорк в 1941 г., Ландовска начала всё сначала и вела обширную концертную и педагогическую деятельность до последних месяцев своей жизни. Её музыковедческое наследие было подготовлено к печати Дениз Ресту.

Наследие

В репертуар Ландовской входили произведения важнейших композиторов XVIII века: Баха1931 г. она осуществила первую запись Гольдберг-вариаций на клавесине), Генделя, Куперена, Рамо, К. Ф. Э. Баха и др. В то же время для Ландовской писали и новейшие композиторы, в том числе Мануэль де Фалья и Франсис Пуленк, благодаря чему клавесин вновь вошёл в инструментарий современной музыки.

Среди учеников Ландовской — Алиса Элерс, Эта Харих-Шнайдер, Эдит Вайс-Манн, Ральф Киркпатрик, Рафаэль Пуйяна, Эме ван де Виле, Казимеж Флатау, Маргерита Казуро-Тромбини и др.

Цитаты

  • Нельзя играть великие произведения так, как будто смотришь на похоронную процессию, — остолбенев от уважения.
  • Между двумя ударами метронома — пауза. Между двумя ударами сердца — целый мир.


Литература

  • А. В. Оссовский, Ванда Ландовска и старинная музыка. в кн: А. В. Оссовский, Музыкально-критические статьи (1894—1912), «Издательство Музыка» Ленинград, 1971, стр.205 — 208.

Ландовска, Ванда.

© 2021–2023 progulki-po-reke-moskwa.ru, Россия, Нальчик, ул. Терская 11, +7 (8662) 65-82-84