17-05-2023
Ислам · Священные Писания |
|
|
Хранимая скрижаль, аль-Лаух аль-Махфуз, Небесный Коран (араб. اللوح المحفوظ) — согласно Корану, это первоисточник всех священных писаний, на котором записаны все прошлые и будущие события.[1]. Хранимая скрижаль олицетворяет Божественное знание и неразрывно связано с Божественным предопределением.
Содержание |
Каждый, кто входит в контакт с Хранимой Скрижалью, получает информацию обо всех прошедших и грядущих событиях. Помимо Хранимой Скрижали существуют также Скрижали более низкого уровня, в которых отражены события в незаконченной и обусловленной форме и несмотря на то, что информация с этой Скрижали становится общеизвестна, она может измениться в зависимости от желания Бога.[2]
Представление о Хранимой Скрижали входит в кругосновополагающих коранических идей, связанных как с верой в предопределение, так и сущностью пророческой миссии. Пророки как и обычные люди не знают всего, что содержится в Скрижали, но часть всё же доходит до них в виде откровений. Сообщения из Хранимой Скрижали фиксировались не только в Коране, но и в других Священных Писаниях (Тора (ат-Таура) и Евангелие (Инджил)), однако впоследствии они были искажены иудеями и христианами.
Слово «Аль-Лавх» в переводе с арабского означает «доска», «плита», «скрижаль», «лопатка». Слово «махфуз» означает «хранимый», «запоминаемый», «консервированный».[3]
В теологии предметом споров является степень возможности интерпретации «Небесного Корана» (то есть предвечных «скрижалей») и его бумажных аналогов. Возникновение вопроса берёт своё начало со спора о сотворённости или несотворённости Корана между хариджитами, кадаритами, джабритами и мурджиитами, а также дискуссий с представителями немусульманских верований. Споры велись также мутазилитами.
Одни богословы (Матуриди) считали, что Коран и «Мать книги» тождественны. Другие полагали, что Коран, наряду с писаниями Идриса и Исмаила, а также Псалтырем, Торой и Евангелием — это одна из словесных адаптаций «Небесного Корана» (концепция «Хранимой скрижали»).
Как пишет исследователь Корана Л. И. Климович:[4]
По вероучению ислама, Коран — книга несотворенная, существующая предвечно, как сам бог, Аллах; она его «слово» . Название «Коран» происходит от арабского глагола «кара’а», означающего читать вслух речитативом, декламировать. Оригинал Корана, согласно исламу, начертан на арабском языке на листах — сухуф и свитки с ним хранятся на седьмом небе, отсюда и одно из его названий — Свитки, Книга. Коран — «Мать книги» — Умм аль-китаб, находится под престолом Аллаха; и только один Аллах в этой небесной книге «стирает, что желает, и утверждает»
У ряда мусульманских философов — аналогия мира идей Платона, с той лишь разницей, что «Небесный Коран» являет собой прообраз событий, происходящих на земле, а не вещей[5][6]. Согласно суфийской философии, философии исмаилитов и шиитов Лаух аль-Махфуз — «всеобщяя душа» (ан-нафс ал-куллийа, нафс ал-кулл), на которой начертано всё, что произойдет до Судного дня. В космологии Абу Хамида аль-Газали Хранимая скрижаль — это область предвечно существующих архетипов.
Лаух аль-Махфуз.