21-04-2023
Камиль Сен-Санс, «Лебедь» | |
|
|
Помощь по воспроизведению |
«Лебедь» (фр. Le Cygne) — пьеса Камиля Сен-Санса из сюиты «Карнавал животных», созданной в феврале 1886 года, и хореографическая миниатюра Михаила Фокина на эту музыку, более известная под названием «Умирающий лебедь» (фр. La Mort du Cygne).
Камиль Сен-Санс был наделён чудесным мелодическим даром, творил без видимых усилий и обладал виртуозной техникой, как пианист и органист:
«Я создаю музыку, как яблоня рождает яблоки. Я живу в музыке, как рыба в воде»[1].
Сен-Санс был человеком разносторонне одарённым, он интересовался математикой, астрономией, ботаникой и археологией. Будучи дирижёром, драматургом, поэтом и философом в одном лице, Сен-Санс создал элитарное произведение, с ясной музыкальной формой и гармонической структурой.
Музыка «Лебедя», в отличие от других саркастических номеров «Карнавала животных», написана в настроении прохладной и чистой поэзии, как великолепное торжество лирики.
Музыкальный Лебедь получил блистательную судьбу, он быстро выделился из Карнавала животных и зажил собственной жизнью.
Пьеса была написана для виолончели и двух фортепиано, исполнялась в камерных музыкальных концертах. Существуют различные инструментальные составы: Виолончель и фортепиано; скрипка и фортепиано; виолончель в сопровождении арфы. Среди исполнителей «Лебедя»: Мстислав Ростропович, Криштоф Лециан[2], Григорий Пятигорский
«В 1947 году Пятигорский сыграл самого себя в фильме „Карнеги Холл“ (Carnegie Hall). На сцене знаменитого концертного зала он исполнил „Лебедя“ Сен-Санса в сопровождении арф. Он вспоминал, что предварительная запись этой пьесы включала его собственную игру под аккомпанемент лишь одной арфистки. На съёмках авторы фильма посадили на сцену позади виолончелиста чуть ли не дюжину арфисток, игравших, якобы, в унисон…» — Юрий Серпер[3]
Партия виолончели «Лебедя» переложена для сопрано, в вокальном исполнении может быть на октаву выше — лирико-колоратурное сопрано. На русском языке текст написан Б.Ронгинским[4].
В 1987 году был издан CD диск Клары Рокмор «Искусство терменвокса» (Clara Rockmore «The Art of the Theremin»)[5], состоящий из 12 вещей, среди которых «The Swan» (2:56)
В 1907 году Михаил Фокин поставил балетный номер для Анны Павловой, и «Лебедь» стал знаменитым.
Премьера миниатюры «Лебедь» состоялась на благотворительном концерте в Мариинском театре 22 декабря 1907 года[6].
«Лебедь» проживает целую жизнь за две с половиной минуты[7] и в последующих редакциях хореографическую зарисовку с драматургией целого балета Фокин назвал «Умирающий лебедь»[8], хотя в финале музыкального произведения Сен-Санса не было трагического конца. Сен-Санс был удивлён такой трактовкой: в его пьесе лебедь не умирает, и музыка написана в мажорной тональности (G-dur).
Возможно, образ Анны Павловой[9], её печальный взгляд и пластика, которую она изучала, глядя на живого лебедя явились основой для драматургической линии номера, который не может исполнить балерина без духовного наполнения. В этой миниатюре важна актёрская индивидуальность, печальный «Лебедь» может бороться за жизнь или смиренно сложить свои крылья перед неизбежной кончиной.
Кантиленная мелодия виолончели изображает плавное движение лебедя по поверхности воды, а руки балерины, словно крылья, широким и пластичным взмахом пропевают эту мелодию. Pas de bourres suivi в ногах — это арпеджио фортепиано в размере 6/8, изображающие рябь воды на озере.
Для многих балерин «Умирающий лебедь» стал визитной карточкой в концертах, наиболее прекрасными исполнительницами были Иветт Шовире[10](фр. Yvette Chauviré)[11][12][13], которая выступала в балете Монте-Карло и Наталия Макарова[14][15].
В 1924 году в Голливуде был снят фильм «Бессмертный Лебедь» об Анне Павловой, в котором есть кадры кинохроники, запечатлевшие её с лебедями.
В мире известна также постановка 1948 года балетмейстера Сержа Лифаря на музыку Фредерика Шопена (10 декабря 1948, Гранд Опера)[16].
М. М. Плисецкая исполняла номер на музыку Сен-Санса в редакции Суламифь Мессерер[17]. Известна также современная постановка Мишеля Дискомби на артиста кубинского балета Алехандро Вирельес (исп. Alejandro Virelles)
Лебедь (Сен-Санс).