15-10-2023
Сергей Львович Левицкий | |
С. Л. Левицкий. Фотограф Р. С. Левицкий. 1890 год. | |
---|---|
Род деятельности: | |
Дата рождения: | |
Место рождения: | |
Дата смерти: | |
Место смерти: |
Серге́й Льво́вич Леви́цкий (1819, Москва – 1898, Санкт Петербург) — русский фотограф.
Содержание |
Внебрачный сын вельможи екатерининского времени, сенатора Л. А. Яковлева.
Окончил юридический факультет Московского университета (1839), служил в Петербурге в канцелярии министра внутренних дел графа А. Г. Строганова.
Увлекся дагеротипией, в которой совершенствовался под руководством академика Ф. Ю. Фрицше во время совместной инспекционной поездки в 1842 г. на Кавказ для изучения состояния минеральных вод. В 1844 г. вышел в отставку и поехал в Париж с целью совершенствования фотографических знаний; слушал лекции в Сорбонне, познакомился с Дагером и со многими известными учеными-пионерами светописи. В 1847 г. по рисункам Левицкого была сконструирована камера с мехами. В 1849 г. на Промышленной выставке в Париже Шарль Шевалье получил золотую медаль за дагеротипные снимки, изготовленные с помощью его объектива — портреты и группы, снятые русским мастером Левицким. Это была первая в истории награда за фотографические произведения. Революционные события 1848 г. во Франции вынудили Левицкого вернуться на родину, и в октябре 1849 г. он открыл «Дагеротипное заведение Сергея Левицкого» в Петербурге, на Невском пр. (дом Имзена). С 1852 г. Левицкий стал работать для высочайшего двора. В Зимнем дворце он снимал на дагеротип императорскую чету — Александру Федоровну и Николая I, портрет которого был размножен с помощью литографии. В 1856 г. фотографировал мокроколлодионным способом коронацию Александра II в Москве. В середине 1850-х гг. в ателье под названием «Светопись Левицкого» (Невский пр., дом Жуковского, у Казанского моста) он работал с помощниками — В. И. Флейхгаузом, затем с А. И. Шпаковским. Ателье приобрело широкую известность в столице, в нём были увековечены многие деятели русской культуры. В 1857 г. Левицкий создал «Коллекцию портретов русских литераторов», небольшой тираж которой поступил в продажу. В 1858 г. американский фотограф Уоррен Томпсон приглашает руководить своим ателье в Париже Левицкого, который прибыл с семьей в мае 1859 г. во французскую столицу. Вскоре в Париже Левицкий открывает собственное заведение на улице Шуазель, 22, которое после его возвращения на родину перешло к фотографу Ле Жен (Le Jeune), с которым он вместе работал. В 1860 г. Левицкий применим ретушь негатива, убедив фирму Фабера заняться изготовлением для этого специальных карандашей. В 1861 г. художник-декоратор Императорских театров исполнил по указаниям сменные декоративные фоны. В 1864 г. за портреты Наполеона III и его семьи, снятые в Фонтебло, Левицкий получает звание «Фотограф Императора Наполеона III», а также становится членом Французского фотографического общества. Согласно пожеланию, выраженному русской императрицей Марией Александровной в Ницце в 1865 г., Левицкий в июле того же года возвращается в Петербург и открывает на Мойке (дом 30), на углу Волынского пер. Вскоре он переводит заведение, в котором работает вместе с сыном — Рафаилом Сергеевичем Левицким (1847—1940) — на Невский пр. (дом 28).
В 1877 г. оба Левицких получают звание придворных мастеров, а их ателье стало называться "Фотографы Их Императорских Величеств «Левицкий и сын»; в 1890—1894 гг. по желанию Александра III для Левицкого был построен образцовый «фотографический дом» на Казанской улице, 3, напротив Казанского собора. Левицкий был награждён многими иностранными и русскими орденами, до св. Владимира 4-й степени включительно, и медалями; неоднократно получал высшие премии на международных фотовыставках. По приглашению Министерства финансов был «экспертом по светописи» на трёх Всемирных выставках; также был членом жюри Международной парижской выставки 1878 г., первой в России фотографической выставки в Петербурге (1888) и др. Один из основателей V Отдела по светописи и её применениям при ИРТО; в 1886—1891 гг. — председатель V Отдела. Публиковал статьи в двух журналах «Фотограф» (1864—1866; 1880—1884). Одним из первых в России Левицкий стал применять съёмку при вольтовой дуге, при электрическом освещении, использовать бромжелатиновые пластинки. Запечатлев четыре поколения династии Романовых, Левицкий имел исключительное право художественной собственности на портреты императора и императрицы России. Автор мемуаров. Отставной коллежский секретарь, купец II гильдии Левицкий похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге.
Скончался в 1898 году в Санкт-Петербурге. Похоронен на Смоленском кладбище.
В это же время увлекся светописью: занялся изучением электричества, гальванизма, гальванопластики.
В 1839 г.- приобрел дагеротипный аппарат и начал заниматься фотографией.
В 1843 г. - во время работы на Кавказе, сделал замечательные пейзажные снимки Пятигорска, Кисловодска, гор Машук и Бештау. Пять лучших из них попали на выставку в Париж и были удостоены медали.
1849 г. – возвратился на родину, открыл «дагеротипное заведение» под названием «Светопись Левицкого» (напротив Казанского собора).
1851 г. – участвовал на всемирной выставке в Париже, где представил серию дагеротипных портретов, получил за них золотую медаль. Эта была первая золотая медаль, выданная на Всемирной выставке за фотографические работы.
1859 г. - перевел свою мастерскую в Париж. Русский журнал «Фотограф» (1864, №№3-4) писал о Левицком: «Владеющий ныне в Париже лучшим фотографическим заведением, вполне артистическим. В этом же заведении приготовляется ежедневно до 1500 карточек».
1867 г. - возвратился в Петербург, где снова открыл там фотоателье, на этот раз с большим павильоном и особым отделением для увеличения портретов.
1878 г. - был одним из организаторов отдела светописи Русского технического общества.
1880-е гг. - передал дела фотографического заведения сыну Рафаилу Левицкому, продолжал участвовать в трудах Русского технического общества, выступал как эксперт или член жюри на многих русских и международных выставках фотографии.
Из времен дагеротипии (1841-1850) // Фотографический ежегодник П.М. Дементьева. СПБ., 1892. С. 177-189; Как я сделался фотографом // Фотограф-любитель. 1896. №6. Стб. 209-212; Сергей Львович Левицкий // Фотогр. вестн. 1890. № 1. С. 1-3; Пятидесятилетний юбилей фотографии фирмы Левицких // Фотограф-любитель. 1899. № 10. Стб. 357-360; Некролог. Сергей Львович Левицкий // Фотогр. обозрение. 1898. № 8. С. 317-317; Сергей Львович Левицкий // Фотограф-любитель. 1898. № 9. Стб. 329-331; Блюмфельд В. Сергей Левицкий // Сов. фото. 1988. № 2. С. 36-38; Семакова И. Галерея русских писателей Сергея Левицкого // Наше наследие. 1989. № 5. С. 130; Никитин С. 19-33; Аветян Н.Ю. Сергей Львович Левицкий: Новые материалы к биографии фотографа // Труды Гос. Эрмитажа. СПб., 2008. С. 280-301; Бархатова. С. 367.
Н. В. Гоголь в группе русских художников в Риме
Семья императора Александра III
Портрет Д. И. Менделеева
Цесаревич Александр Александрович
Групповой портрет русских писателей круга журнала «Современник». И. А. Гончаров, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Д. В. Григорович, А. В. Дружинин и А. Н. Островский
Ф. И. Тютчев в Париже
Ф. И. Тютчев, 1856
Я.П. Полонский, 1856
А.В. Дружинин, 1856
С.А. Грейг, конец 1860-х
Левицкий, Сергей Львович.